Рынок e–grocery России вырос в 2,6 раза. Эксперты ожидают, что в этом году сменится модель покупок в онлайне.
По итогам 2021 года лидером рынка e–grocery в Петербурге и Ленобласти стал сервис "Самокат" — по данным INFOLine, ему принадлежит 27,1% местного рынка. Второе место заняли сервисы X5 Group с долей 15,5%. Годом ранее на второй строчке находился сервис iGooods. В исследовании INFOLine отмечается, что iGooods в 2021 году уступил в борьбе за лидирующие позиции, существенно снизив долю на рынке Петербурга и Ленинградской области — с 16,5 до 5,7%. На третьем месте в регионе располагается "ВкусВилл", который увеличил долю с 5,9% в 2020 году до 9,8% по итогам 2021 года. В пятёрке лидеров также находятся "СберМаркет" и "Яндекс.Лавка".
В 2021 году "Самокат" значительно расширил географию своего присутствия и, как уточняют в самой компании, стал федеральным онлайн–ретейлером. Сервис начал работу в 39 новых городах России. Он также построил крупнейшую сеть дарксторов в СЗФО. За год их число увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом. На конец 2021 года "Самокат" открыл 1 тыс. даркстров, в которых работают более 30 тыс. курьеров — партнёров "Самоката", товароведов и администраторов.
"ВкусВилл" за прошлый год доставил покупателям в Петербурге и Ленинградской области более 3,9 млн заказов — на 298% больше, чем в прошлом году. "В 2021 году мы открыли 37 новых магазинов “ВкусВилл” и восемь дарксторов", — сообщают в пресс–службе компании. В "Ленте" за год также выросло количество онлайн–заказов — на 221%, до 10,4 млн рублей.
Не все игроки рынка так же активно развивали региональную экспансию. В течение прошлого года петербургский сервис iGooods закрыл франшизы в 12 городах страны из–за их убыточности, сейчас компания присутствует в 16 городах. Сооснователь и управляющий сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис отмечает, что в Петербурге в 2021 году сократилось количество заказов и незначительно уменьшилась выручка сервиса.
"Небольшие заказы стали переориентироваться на экспресс–доставку от других сервисов, и нас это вполне устраивало, так как заказ менее чем на 2 тыс. рублей для нашей компании является убыточным. Мы и дальше собираемся привлекать инвестиции или вступать в партнёрства с крупными игроками рынка, которые имеют свой трафик. Так как самостоятельно конкурировать в покупке трафика с сервисами “Сбера” и “Яндекса” мы не можем из–за их готовности бесконечно поднимать ставки в аукционах, наша задача сделать альянс тех сильных игроков рынка, у кого есть свой трафик и свой клиент", — рассказывает Григорий Кунис.
Устойчивый рост
По данным INFOLine, доля e–grocery в общем объёме розничных продаж продуктов питания в России по итогам 2021 года приблизилась к 2,1%, а в Москве и Петербурге — превысила 5%. Online–продажи продовольственных товаров выросли почти в 2,5 раза и превысили 380 млрд рублей. Лидером российского рынка стал "СберМаркет", оборот которого за 2021 год вырос в 3 раза — до 58,6 млрд рублей с НДС. Количество заказов, доставленных сервисом в 2021 году, выросло в 4 раза — до 24 млн. "СберМаркет" работает в 154 городах, а Петербург — второй город по популярности у пользователей после Москвы.
Старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова отмечает, что за 2021 год рынок e–grocery вырос в 3,5 раза в заказах и в 2,6 раза в деньгах. Динамика в деньгах меньше, чем в заказах, и причина в том, что основной рост идёт за счёт экспресс–доставки. За 2021 год быстрые заказы с небольшим чеком сильно потеснили привычный формат закупки впрок большого количества продуктов со временем ожидания заказа от нескольких часов.
Генеральный директор INFOline Иван Федяков уточняет, что за прошедший год практически все участники рынка стали развивать проекты в области e–grocery.
"Ключевым фактором развития рынка стал рост экспресс–доставки, которая появилась не так давно — в 2019 году. Тогда как доставка впрок существовала почти 20 лет: примером может служить сервис “Утконос”, а в Петербурге давно существовала “Служба 78”, которая до 2008 года пыталась зайти на рынок e–grocery. Но тогда это было слишком рано", — считает Федяков.
Уже во II квартале 2021 года объём реализации продуктов питания по модели экспресс–доставки превысил объём закупок впрок. Иван Федяков подчёркивает, что крупные игроки рынка даже постепенно начинают отказываться от модели доставки впрок: например, возможно, состоится сделка "Сбера" по покупке сервиса "Перекрёсток впрок".
Впрок и вширь
Григорий Кунис отмечает, что до недавних внешнеполитических событий было очевидно, что экспресс–доставка будет развиваться стремительнее, однако сейчас для потребителей вновь станет актуальным вопрос экономии. В этой ситуации закупка впрок из гипермаркетов будет значительно дешевле.
"Не исключаю того, что это станет новым трендом. Санкции не снимут за 2 месяца, поэтому у большинства населения будет включаться механизм экономии. Большие закупки в этом случае дешевле и выгоднее экспресс–доставки", — уточняет Кунис.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал также подчёркивает, что в целом стоимость среднего заказа стремительно уменьшается, но с учётом последних событий актуальны становятся большие закупки, которые потребители делают "про запас", с учётом непредсказуемого роста цен. Общая тенденция к расширению присутствия в других регионах уже не будет так актуальна, поскольку игроки, очевидно, сконцентрируются на ценовой конкуренции. Эксперт считает, что можно говорить о временном выходе рынка "на плато", поскольку активный рост числа участников сейчас должен несколько замедлиться. Для рынка настало непростое время, когда консолидация может сработать эффективнее раздробленности. В пресс–службе "СберМаркета" отмечают, что для рынка также актуален и тренд на расширение количества категорий, представленных в сервисах доставки. Получить быстро можно будет и товары для ремонта, и продукты с рынков, и многое другое.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что уже в этом году рынок ожидает дальнейшая консолидация и даже возможна угроза монополизации.
"Можно ожидать сделок M&A, подобно той, что сейчас обсуждают “Сбер” и Х5. Продолжится работа с экспресс–доставкой, например в части сокращения времени. В целом e–grocery будет одним из драйверов рынка онлайн–торговли, продолжив демонстрировать опережающие темпы роста", — отмечает эксперт.
В M. A. Research ожидают, что по итогам 2022 года произойдёт рост рынка как минимум в 1,5 раза, до 520–550 млрд рублей. Однако в свете ухудшения внешнеполитической ситуации эти темпы могут быть ниже.