Петербургское АО "Эн–Системс" обратилось с иском к министерству культуры РФ. Заявление компании принято Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти к производству. Первое заседание пройдёт в апреле.
Спор между петербургской компанией и Минкультом связан со строительством новой сцены Малого драматического театра — Театра Европы (МДТ) на Звенигородской улице, сообщили "ДП" в публично–правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (ЕЗСС). В ноябре 2019 года ФГКУ "Северо–Западная дирекция Минкульта" (его правопреемником потом стал ЕЗСС) объявило конкурс на продолжение подготовки рабочей документации на строительство новой сцены МДТ. Срок исполнения — 25 декабря 2019 года.
Этот подряд за 37,5 млн рублей получило АО "Эн–Системс", говорится в Единой информационной системе "Госзакупки". Однако в октябре 2021 года заместитель гендиректора ЕЗСС по строительству объектов здравоохранения, науки и образования Константин Кузнецов подписал уведомление об одностороннем расторжении госконтракта.
"Сумма выполненных подрядчиком работ и принятых и оплаченных государственным заказчиком составляет 0 рублей. Просрочка исполнения обязательств на 14.10.21 (с 26.12.2019) составляет 658 дней", — указано в документе. ЕЗСС ссылается ещё и на то, что в январе 2020 года уже направлял подрядчику уведомление об одностороннем расторжении госконтракта. Но оно было отозвано, поскольку "Эн–Системс" представила часть выполненных работ. "Качество представленных к приёмке работ не позволило государственному заказчику их принять и оплатить", — отмечается в документе. Кроме того, ЕЗСС требует от подрядчика оплаты неустойки в размере 7,76 млн рублей.
Однако "Эн–Системс" не согласна с позицией заказчика. Об этом свидетельствует спор, в рамках которого Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с 2021 года рассматривает требование петербургской компании о взыскании с ЕЗСС 37,5 млн рублей долга и 989 тыс. рублей неустойки.
В иске к Минкульту "Эн–Системс" просит о некоем запрете использования. По–видимому, "Эн–Системс" просит запретить использование рабочей документации на строительство новой сцены МДТ, которую передала ЕЗСС в 2021 году.
"По опубликованному определению (арбитражного суда. — Ред.) нельзя с уверенностью сказать, что именно нужно запретить", — говорит адвокат Дмитрий Некрестьянов, партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры". По его мнению, наиболее вероятной является такая версия: раз заказчик утверждает, что процент выполнения работ — ноль, то у него нет никаких прав на проектные решения, полученные от "Эн–Системс".
Эксперт также отмечает, что по условиям госконтракта у "Эн–Системс" была обязанность по корректировке только рабочей документации. "Поэтому формально в рамках контракта каких–либо архитектурных решений подрядчик разработать не мог. И раз они не оплачены, то заказчик считает: у всех разработанных документов отсутствует потребительская ценность и он не может ими пользоваться", — добавляет Дмитрий Некрестьянов.
История создания новой сцены МДТ началась в 2012 году, когда правительство Северной столицы выделило под неё участок.
Как это бывает с долгостроями, проект успел подорожать. На 2015 год, по данным Главгосэкспертизы, стоимость строительства составляла около 4,2 млрд рублей. Однако уже в 2020–м цена проекта возросла в 2 раза — до 8,4 млрд.
Достройкой новой сцены за 8 млрд рублей занимается петербургское ООО "Трансепт групп", в декабре 2021 года заключившее госконтракт на эти работы с ЕЗСС. Компания, по данным сервиса "Контур.Фокус", на 100% принадлежит известному бизнесмену Борису Ротенбергу (№31 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). "Трансепт групп" сменила на этом объекте ООО "Стройсоюз СВ", с которым был расторгнут контракт из–за существенных нарушений.
По данным открытых источников, запуск новой сцены театра планируется в 2026 году. Не исключено, что споры между "Эн–Системс", с одной стороны, и Минкультом и ЕЗСС — с другой, могут привести к корректировке этой даты.
"Проблемы стройки МДТ связаны с несколькими факторами: это уже классический долгострой, постоянная смена подрядчиков и нежелание госзаказчика урегулировать споры без доведения ситуации до абсурда, которая ещё и заканчивается проигрышем", — отмечает Дмитрий Некрестьянов.
Он, к слову, представлял интересы Архитектурной мастерской Мамошина, которая занималась разработкой архитектурных решений новой сцены МДТ. Однако зодчие, не получив за свою работу деньги, были вынуждены судиться практически со всеми кураторами этого проекта. Естественно, такой поворот не самым лучшим образом отразился на стройке.
В Минкульте и "Эн–Системс" не ответили на запрос "ДП".