Федеральные деньги на обновление подвижного состава метро до Петербурга почти дошли. Осталось выяснить, дойдут ли те, кто будет их осваивать.
ГУП "Петербургский метрополитен" объявило запрос цен на оказание услуги лизинга подвижного состава для 1–й, 2–й и 5–й линий городской подземки. Эта процедура предшествует основной закупке, с её помощью определяют оптимальные условия привлечения лизинговой организации и расчёта начальной цены контракта.
Речь идёт о поставке 950 вагонов метро до 2031 года. Так, для красной ветки планируется закупить 296 вагонов с поставкой до 2025 года, для синей — 462 вагона до 2030 года, для фиолетовой — 192 вагона до 2031 года. Как ранее отмечали чиновники транспортного блока, модернизация затронет почти 50% действующего подвижного состава. Сейчас метрополитен эксплуатирует 1949 вагонов.
"Будут заменены устаревшие вагоны 1–й линии и полностью обновлён подвижной состав 2–й линии метрополитена. На 5–й линии заменят половину вагонов на новые", — говорили в Смольном.
О такой масштабной замене подвижного состава в петербургской подземке заговорили ещё год назад, когда председатель совета директоров АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) Андрей Бокарев обратился к президенту Владимиру Путину с идеей выделения средств на закупку вагонов для метрополитена Петербурга из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Одобрение от правительства РФ пришло только в конце февраля 2022 года, когда было подписано соответствующее распоряжение.
Согласно документу, для софинансирования закупки 950 вагонов метро из ФНБ будет выделено 96,9 млрд рублей. Деньги разместят в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", которая на льготных условиях выступит кредитором лизингодателя. Последний уже самостоятельно выбирает поставщика. Предполагается финансовое участие и Петербургского метрополитена за счёт полученной от города субсидии на увеличение уставного фонда, но в каком объёме — неизвестно.
"Изначально было видно, что весь этот большой заказ на метропоезда делался под “Трансмашхолдинг”. И он явно был с прицелом на то, что объём заказов со стороны Московского метрополитена будет только уменьшаться. Но, учитывая всю нынешнюю политическую и экономическую ситуацию, боюсь, придётся поумерить аппетиты. Либо ждать более стабильных условий, чем сейчас, — говорит главный редактор проекта “ТранспортСПб” Владислав Булгаков. — Планировать что–то долгосрочно на российском рынке сейчас нет никакого смысла".
Такие крупнейшие лизинговые компании, как ГТЛК, "Сберлизинг" и "ВТБ Лизинг", свою заинтересованность в закупке Петербургского метрополитена не прокомментировали, как и ТМХ.
Лизинг планируется оформлять на 15 лет. Согласно распоряжению правительства РФ, ставка составит 5% годовых.