Объединение Петербурга и Ленинградской области приведёт к более активному и сбалансированному развитию территорий, находящихся сейчас в пограничной зоне. Правда, за это придётся заплатить ростом цен и тарифов, а возможно и административной неразберихой.
Тема объединения Петербурга с областью регулярно поднимается в информационном поле. С точки зрения политики и управления в таком решении есть как плюсы, так и минусы. "Деловой Петербург" попытался посмотреть на него с точки зрения развития девелоперских проектов. И первое, что отмечают участники рынка — уже существующее взаимодействие между двумя регионами.
"Для девелопера проблема объединения Ленобласти и Петербурга может существовать лишь при наличии неких непреодолимых барьеров — административных, экономических, социальных или же территориальных, — говорит генеральный директор ООО "Город-спутник Южный" Сергей Хромов. — На мой взгляд, с этой точки зрения границы, объединяющие два соседних региона, становятся всё более формальными. Уже несколько лет существует координационный совет, ведётся планомерная работа по взаимовыгодной интеграции двух регионов. Существуют совместные программы в области экологии, образования, здравоохранения и т.д. В сфере девелопмента это касается, например, синхронизации действий по развитию и сопряжению инженерной, транспортной инфраструктуры, строительству метро. Развитие приграничных с Петербургом территорий Ленобласти также ведётся с учётом существующей и потенциальной городской застройки".
Например, для проекта город-спутник Южный важно, чтобы два субъекта взаимодействовали слаженно, отмечает Сергей Хромов.
"Объединение послужит мощным толчком для развития обоих регионов, в том числе в плане девелопмента, — уверен Директор департамента инвестиций в недвижимость компании Maris Алексей Фёдоров. — Например, сейчас новостройки на границе КАД пользуются меньшим спросом из-за более слабого развития социальной инфраструктуры в Ленобласти. Если город станет относиться к этим территориям, как к своим, это довольно быстро выровняет ситуацию и город станет активнее расти вширь".
"Вторым существенным изменением может стать изменение отношения города к выводу производств в область. Сегодня для властей Петербурга такой переезд означает потерю налогов. Если же налогоплательщик остаётся в рамках единого региона, эта проблема снимается", — продолжает он.
Важным фактором, по мнению эксперта, станет и то, что у объединённого региона возрастет политический вес на федеральном уровне, а это позволит эффективнее бороться за бюджет на развитие.
"Ленинградская область — это очень большой регион, который обладает территориями с совершенно разным социально-экономическим развитием. Территории, которые приближены к границам Санкт-Петербурга, активно развиваются: там возводятся жилые кварталы, строятся социальные учреждения, проектируются дороги, дорожные развязки. Те районы, которые находятся на расстоянии более 30–40 км от границ мегаполиса в той или иной степени депрессивны. Основная проблема этих территорий — удалённость от мест приложения труда, отток населения. Сможет ли Санкт-Петербург взять на себя заботу о развитии этих территорий, вопрос спорный, потому что в городе хватает и своих территорий, где требуется качественное развитие, например, юго-запад города, где никак не могут приступить к строительству станций метрополитена", — констатирует директор по маркетингу "Полис Групп" Ольга Ульянова.
Упразднение административной границы, по мнению экспертов, повлияет на цены на недвижимость. "Проекты, расположенные вблизи транспортных артерий, скорее всего подрастут в цене, более удалённые районы — например, Гатчина, Тосно, Приозерск, Кингисепп — останутся практически неизменными, за исключением нишевых качественных проектов в классах комфорт+ и бизнес", — полагает начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт-Петербург" Дмитрий Ефремов.
Кроме того, по его мнению, в случае объединения в пригородах могут подрасти тарифы на содержание жилого фонда.
Часть девелоперов оценивают перспективу слияния двух регионов скептически. "Первое, что это даст — 3–4 года бардака. Чиновники будут перераспределять полномочия, пересаживаться из кресла в кресло, разбираться, что произошло. А так — хоть тушкой, хоть чучелом, какая разница? Качество управления от этого точно не повысится", — считает глава УК "Теорема" Игорь Водопьянов.
"Девелопер выживает в любых обстоятельствах, так уж он привык. Любое гармоничное объединение усилий всегда что-то даёт. Но для нас это вопрос отвлечённый", — резюмирует вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко.