Импортёры кофе не участвуют в санкциях, но он всё равно дорожает из–за логистики и падения рубля, что грозит кофейням серьёзными проблемами.
Совладелец заведений "Обычные люди", "Просто вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне" и "Знакомьтесь, Джо!" Николай Готко рассказал, что производители кофе не отказались от поставок зёрен, но испытывают проблемы с логистикой. Кофе поставляется морем, затем поездами и на грузовых автомобилях, в порты Чёрного моря его сейчас не доставить.
"Есть порты, которые до сих пор работают, например в Риге и ещё несколько в Европе. Оттуда зёрна доставляют в контейнерах на машине. Водителям для этого необходимо разрешение на международную перевозку, которое обновляется каждый год. Сейчас россиянам это разрешение получить сложно, поэтому количество водителей сократилось", — говорит Николай Готко.
Кроме того, производители продают кофе в долларах, а курс рубля крайне нестабилен. "В среднем может выходить по курсу от 110 до 170 рублей за доллар", — добавил он. По его словам, кофе в петербургских кофейнях начал дорожать уже сейчас, но в основном общепит старается сдерживать цены. "Мы повысили цены только на зёрна на полках, которые продаём в наших заведениях. При этом сохранили прежние цены за чашку кофе. Для нас это невыгодно, и мы уходим в убыток, но решили подождать", — объясняет Николай Готко.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что стоимость кофейных зёрен в чашке кофе составляет лишь 10%. Всё остальное в себестоимости — это аренда, зарплата сотрудников, маржинальность. Поэтому речь идёт не столько о подорожании кофе, сколько об остальных издержках.
"Кофе уже начал дорожать в заведениях экономсегмента. В “Азбуке вкуса” и “Буше” цена пока не растёт, потому что у них выше запас прочности, а вот в сетевых пекарнях и кофейнях, таких как “Лавка пекаря” и “Люди любят”, цены уже выросли", — констатирует эксперт.
Кирилл Виноградов, основатель кондитерской "Вкусные штучки", рассказал, что для сегмента HoReCa цены выросли на 50–60%, за исключением нескольких обжарщиков: "Если говорить о спешалти–сегменте, то увеличение цен на напитки практически невозможно, ведь здесь каждые 10% могут стать фатальными. Конечно, кофе полностью не исчезнет, но главное — это даже не цена, а крушение логистики. В любом случае он уже стал низкомаржинальным продуктом и следует ожидать резкого перехода кофеен на наиболее дешёвое зерно. Все будут выкручиваться как могут. Многие перейдут на покупку зелёных зёрен и дальнейшую передачу их в обжарку". Он считает, что если прежняя логистика не наладится, то даже перевозки через Армению и Казахстан не спасут индустрию, потому что это долго и дорого. "А если страховщики начнут массово отказывать в покрытии грузов, то логистика умрёт в принципе. Такая практика уже имеет место", — заключил он.
Известно, что кофе дорожает с каждым годом во всём мире. А потому повышение цен в этом году не вызывает удивления.
"Можно предположить, что стоимость в магазинах и общепите вырастет, но не более чем на 10–15%. В дальнейшем после урегулирования логистики цены должны снова стать наиболее оптимальными", — считает Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России".