Из–за падения рубля цены на автомобили и на запчасти растут. С начала марта машины в России подорожали на 20–30%.
С января по март 2022 года минимальная рекомендованная розничная цена на новые автомобили самых популярных в России моделей выросла на 20–30%, подсчитали эксперты аналитического агентства "Автостат" на основе данных сайта "Цена Авто" (на 1 января и на 18 марта). Основной рост пришёлся на последние недели.
Психологический рубеж преодолён
По данным экспертов, самый популярный автомобиль — LADA Vesta — с начала года прибавил 30%, перевалив отметку 1 млн рублей. Вместе с ней этот рубеж перешагнули Hyundai Solaris (1,245 млн) и LADA Largus (1,235 млн). Стоимость некоторых других моделей, собираемых в Петербурге, также подросла: Kia Rio — почти на 23%, Toyota RAV4 — на 23%, Toyota Camry — на 21% (см. инфографику). Отметим, что это цены без учёта дополнительного оборудования, которое обычно устанавливают автодилеры.
На вторичном рынке стоимость машин также растёт: на популярные бренды она с начала марта увеличилась на 15–32%, сообщило РИА "Новости" со ссылкой на исследование экспертов "Банкавто". Топ–10 марок по росту цены за этот период возглавил Mercedes–Benz (4,52 млн рублей) и BMW (3,49 млн). Их средняя цена прибавила по 32%. Третью строчку рейтинга занимает Toyota (2,91 млн рублей, +28%).
Происходящее в экономике страны отразилось и на автокредитовании. В феврале 2022 года в России выдали 70,4 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом), подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Это на 5,4% меньше, чем в феврале 2021–го, но на 15,6% больше, чем в январе 2022–го. Регионами — лидерами по выдаче стали Москва (6,7 тыс.), Московская область (4,8 тыс.), Санкт–Петербург (4,5 тыс.), Краснодарский край (3,2 тыс.) и Татарстан (2,9 тыс.). "Поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. Однако в ближайшие месяцы рост ставок станет определяющим фактором для кредитного рынка, где можно ожидать существенного спада, сравнимого с весной 2020 года", — прогнозирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Добавим, что в марте выросли и ставки на автокредиты: многие банки выдают их уже под 20–30% годовых, что значительно выше, чем раньше, и число клиентов, готовых взять их на таких условиях, невелико.
А эксперты тем временем прогнозируют дальнейший рост цен на новые автомобили. "Он продолжится до тех пор, пока не нормализуется ситуация с курсом рубля, логистикой, возобновлением поставок автомобилей и их производством на остановившихся предприятиях", — отмечают в "Автостате".
Как известно, ряд международных автоконцернов приостановили деятельность в России.
На фоне этого ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) направила письма дистрибьюторам и производителям, где запросила алгоритмы работы с дилерской сетью и сроки возобновления поставок автомобилей и запчастей (поскольку концерны ранее сообщили о приостановке отгрузок). Письмо также содержало просьбу разрешить официальным дилерам временно использовать неоригинальные запчасти. Такой поворот событий мог бы в разы повысить доступность запчастей для сервисного обслуживания. Однако производители отвечают отказом.
"Мы получили ответы, что поставки запчастей есть, работа продолжается и использование неоригинальных запчастей необоснованно", — сообщили в пресс–службе РОАД.
Ответы пришли от Kia, Nissan, Subaru и Jaguar Land Rover, уточнила ассоциация в своём telegram–канале. В "Киа Россия и СНГ" сообщили "ДП", что компания не готова предоставить комментарии. В представительствах Hyundai и Toyota, имеющих производства в Санкт–Петербурге, не ответили на запрос "ДП".
Пока ни одна компания из Ассоциации европейского бизнеса не подтвердила свой уход, есть уведомление только о приостановке отгрузок, уточняет президент РОАД Вячеслав Зубарев в обращении к бизнес–сообществу. "В частных беседах с большинством руководителей этих компаний по России все высказывают надежду, что деятельность будет возобновлена. А сейчас все ссылаются на прервавшиеся логистические цепочки. Но не всё от них зависит", — добавляет он.
Ассортимент сокращается
"ДП" опросил петербургских дилеров о ситуации на рынке. По их оценке, введение экономических санкций в отношении России, безусловно, оказало влияние на авторынок Санкт–Петербурга. Решения о временной приостановке поставок привело к увеличению стоимости новых автомобилей до 20% к середине марта, говорит директор филиала "АвтоDom BMW Санкт–Петербург" Андрей Рябинин. При этом, по его словам, официальным дилерам удалось сформировать резерв авто, который позволит в ближайшие 1–2 месяца удовлетворить потребительский спрос.
Ограничения на экспорт комплектующих, принятые США и Евросоюзом, отразились и на стоимости запчастей.
"К середине марта их цена увеличилась на 20–30% в зависимости от бренда, а стоимость услуг по ремонту автомобилей выросла на 20%. Однако в Санкт–Петербурге не наблюдается нехватки запчастей, в том числе для автомобилей премиум–сегмента, доля которых от общего объёма парка легковых автомобилей мегаполиса составляет 13%", — рассказывает Андрей Рябинин.
Сейчас импортёры запчастей отгружают их с ключевых складов для дальнейшей реализации.
"Таким образом, даже после ухода основных производителей с российского рынка автозапчасти для проведения технического обслуживания и ремонта останутся доступны", — полагает он.
У других дилеров автомобили тоже есть, но практически все они законтрактованы. Есть и запас запчастей. "Сегодня мы спокойно можем говорить о трёхмесячном запасе, по некоторым позициям запчастей хватит на 6 месяцев. Но есть ряд редко используемых позиций, которые необходимы для гарантийного и кузовного ремонта. И эти запчасти почти отсутствуют на рынке — у многих дистрибьюторов они недоступны к заказу", — говорит директор по развитию "Прагматики" Александр Шапринский.
По его словам, в теории самый острый дефицит возможен в отношении моторного масла, так как большая часть "пакета присадок" поставляется из–за рубежа. Проблемы возможны и с электроникой.
Локальные остановки
Возможно, ускорение инвестиционных программ автозаводов, находящихся в России, могло бы помочь сократить дефицит автомобилей у автодилеров и снизить цены на них. По состоянию на 22 марта все три автозавода Петербурга — компаний Hyundai, Nissan и Toyota — остановлены из–за прервавшихся логистических цепочек и недостатка комплектующих. Такая же ситуация и у большинства других российских автозаводов. Впрочем, некоторые всё–таки смогли запустить конвейеры. В Петербурге сроки возможного запуска анонсировал "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (9 марта), но сделать этого не удалось, а новых дат компания не сообщала. В свою очередь, "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" планирует запуститься 9 апреля. В филиале "Тойота Мотор" возможных дат не озвучивают.
Импорт же новых автомобилей в РФ остановлен у всех брендов, кроме китайских концернов. Никто из них не заявил об уходе с российского рынка и о том, что производство остановлено.
Пока авторетейл продолжает продажи, автомобильная промышленность ожидает новых мер поддержки, которых федеральные власти пока не предложили (кроме существовавшей и ранее отсрочки по уплате утильсбора). В свою очередь, власти явно ожидают продолжения локализации производства со стороны участников рынка, чтобы снизить зависимость отрасли от внешних поставок. В целом же вряд ли кто–то сейчас возьмётся давать прогноз дальнейшего развития событий.
"Турбулентность слишком высока, чтобы ожидать быстрой стабилизации", — говорит один из участников рынка.