В Смольном готовятся к тяжёлым временам и планируют сокращать бюджетные расходы. Пока официальной информации нет, а говорят разное: от простого урезания капвложений до создания гигантского резервного фонда.
О готовящихся корректировках бюджетных расходов ещё с февраля "ДП" сообщили несколько источников в госорганах. Не скрывает планов и сам комитет финансов Смольного, но говорит о них аккуратно: "Пока смотрим расходы на предмет оптимизации". Никаких окончательных решений пока не принято, заверяют комитеты, отмечая, что "вопрос оптимизации расходов находится в стадии обсуждения".
Общее урезание
"Со всех комитетов хотят срезать примерно по 5% от их бюджета. Для комитета по транспорту, например, это порядка 4,8 млрд рублей. Мы этому не обрадовались и возмутились. Расходы, предложенные Комфином, некорректно сокращать", — поделился один из собеседников в Комтрансе. Комитетом финансов, по его словам, было заявлено: либо урезаете сами расходы, либо мы сделаем это за вас.
Примерно такой же подход был во время секвестирования бюджета в первый ковидный год. Правда, некоторые источники "ДП" утверждают, что сейчас формально его могут и не править, чтобы не нагнетать: просто некоторые статьи не профинансируют. Также источники делятся слухами о планах нарастить объём резервного фонда Смольного, ныне составляющего 27,5 млрд рублей, до 150 млрд. Однако это точно невозможно сделать без корректировки.
По данным "ДП", у Комтранса хотят срезать деньги на закупку подвижного состава. Это автоматически ударит по промышленности, а в случае петербургского производителя "ПК ТС" (с ним заключён контракт на поставку 57 трамваев) — дополнительно коснётся налогов в бюджет и рабочих мест. Последние закупки трамваев (54 с ретродизайном и 81 трёхсекционный), поставщики по которым пока не определены, завязаны на федеральный инфраструктурный кредит. Отказ от них ставит под сомнение получение всего займа, который должен был пойти и на финансирование ряда крупных дорожных объектов.
К тому же, по данным "ДП", лизинговая компания для ретротрамваев нашлась со ставкой всего лишь 9,5%, что в нынешних реалиях можно расценивать как удачу, которую упускать нельзя.
У метро хотят снять 10 млрд рублей с 2022 года. "Это будет критично. Останутся деньги, только чтобы достроить действующие объекты: станцию “Горный институт” на оранжевой ветке и “Юго–Западную” с “Путиловской” на коричневой. Также останется небольшая сумма, чтобы какой–то задел по проектам сделать. Без проектирования вообще всё остановится", — говорит собеседник "ДП" в Смольном, отмечая, что новые объекты метро начать не получится, если случится секвестр.
Напомним: финансирование метро в 2022 году было увеличено до 30 млрд рублей. "Метрострой Северной столицы" планировал приступить к работам на зелёной ветке за станцией "Беговая".
Марьино не покупается
Сфера промышленности может потерять порядка 4,5 млрд рублей в нынешнем году. Например, власти не будут выкупать индустриальный парк "Марьино" у группы ВТБ, правда, не по своей вине — причиной стали технические сложности со стороны продавца. В бюджете на 2022 год на эту сделку был заложен 1 млрд рублей: эти деньги теперь, скорее всего, перераспределят на другие цели.
Как уверяют в финансовом блоке, все соцобъекты (сады, школы, поликлиники), уже находящиеся в стройке, будут строить, а вот с запуском новых не всё так радужно. "ДП" ранее уже писал об этом. Как говорят источники, объекты на начальной стадии и без контрактов практически не имеют шансов на старт в этом году.
В частности, под вопросом запуск крупных инфраструктурных проектов, заявил недавно финансовый вице–губернатор Алексей Корабельников, не конкретизировав свою мысль. Эксперты говорят, что речь в первую очередь может идти об объектах здравоохранения, в смете которых серьёзную составляющую имеет импортное медицинское оборудование. Ранее в связи с пандемией город анонсировал крупные стройки в этой сфере и реконструкцию старых больниц.
Своего не отдадим
Комитеты сейчас бьются с финансистами за свои расходы. Комтранс, в частности, среди наиболее дорогих для себя направлений называет реализацию в полном объёме транспортной реформы и все программы, утверждённые губернатором, в том числе обновление подвижного состава (троллейбусов и трамваев), а также соответствующей инфраструктуры, закупку вагонов метрополитена, расширение зоны платной парковки и информатизацию транспортной отрасли.
"До конца точка не поставлена, но каждый орган власти будет защищать те расходы, которые являются приоритетными. Идти просто по предложению Комфина нельзя", — прокомментировал сотрудник одного из комитетов.