По итогам прошлого года перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом выросли в нашей стране примерно на 25%, говорят участники рынка. Это связано с оживлением промышленности, развитием онлайн-торговли, а также возможностью сэкономить.
"Начиная с четвёртого квартала 2020 года и весь 2021 год наблюдался рост грузопотоков как за счёт импорта, так и за счёт экспорта. Толчком к этому послужил эффект отложенного спроса в начале пандемии, а в части негабаритных и тяжеловесных грузов — большое количество индустриальных и инфраструктурных проектов, стартовавших в конце 2020 и начале 2021 годов", — рассказал глава проектного отдела Департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, представитель ACEX в Москве и на Дальнем Востоке Марк Баум.
"В конце прошлого года в некоторых регионах, например, Санкт-Петербурге, возникал даже дефицит техники, который естественно вызывает спекулятивное увеличение стоимости перевозки", — отметил он.
Производственные предприятия всё чаще сокращают собственные логистические подразделения, предпочитая обращаться к перевозчикам. Это позволяет снизить конечную цену продукции, в которой логистика достигает 50%. А чтобы уменьшить стоимость доставки, негабаритный груз зачастую отправляют в составе сборного. При этом перевозчики, как правило, берут наценку за "негабарит". Но одновременно многие транспортно-логистические компании периодически проводят акции, отменяя такие условия. Например, "Деловые Линии" сейчас предлагают адресную доставку тяжёлых грузов от 100 кг от терминала с выгодой 25%.
Ещё одним важным фактором роста негабаритных грузоперевозок называют бум онлайн-торговли. По данным Data Insight, этот рынок вырос за год более чем на 90% по количеству заказов (1,6 млрд) и более чем на 45% в денежном выражении (3,9 трлн рублей). Например, в первой десятке самых популярных в 2021 году товаров на сайте Avito достаточно много таких, которые могут считаться негабаритными — столы, диваны, холодильники, ковры. Это ставит более высокие требования к логистике.
"Работа логистических компаний усложняется: они вынуждены оперативно развиваться в нескольких направлениях. Магазины требуют умения работать с разными каналами доставки и товарами разных сегментов, они ждут удобной технической интеграции, а также — индивидуального подхода", — говорится в материалах Data Insight.
ГК "Деловые Линии" провели собственное исследование о критериях выбора транспортной компании для перевозки негабаритного груза. На первом месте оказалась стоимость, на втором — качественная упаковка, на третьем — сроки, наличие персонального менеджера, быстрая работа подразделений и т.д. По данным компании, чаще всего перевозки негабаритных грузов осуществлялись из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода и Перми. Как правило, это было промышленное оборудование, запчасти или металлопродукция.