От принудительной продажи ценных бумаг из–за проблем брокера "Универ капитал" пострадали даже абсолютно не склонные к риску инвесторы. "ДП" спросил у экспертов, что нужно делать, чтобы избежать таких потерь.
Как рассказала "ДП" частный инвестор Валентина Алексеева, с её индивидуального инвестиционного счёта (ИИС) в компании "Универ капитал" были списаны облигации федерального займа. Эти бумаги в начале прошлой недели были проданы Национальным клиринговым центром (НКЦ, расчётная организация, входящая в группу Московской биржи) из–за проблем, возникших у брокера, причём по цене значительно ниже установленной на тот торговый день. Деньги от продажи были перечислены на ИИС, но у инвестора образовался убыток, вину за который она возлагает на НКЦ. Сама Валентина Алексеева продавать бумаги не собиралась до погашения, несмотря на возможные временные ценовые просадки.
"В открытии ИИС я увидела здоровую альтернативу банковскому вкладу, — объясняет Алексеева. — Возврат налога и покупка ОФЗ с доходностью 8–9% годовых, а также некоторого количества корпоративных облигаций и акций “Газпрома” — такая идея казалась мне надёжной, никакой маржинальной торговли и вообще активной торговли я не вела. После того как мои ОФЗ были принудительно проданы, я обратилась в интернет–приёмную Центрального банка. Не понимаю, как могут правила клиринга быть важнее конституционных прав собственности? И почему вдруг стало возможным принудительно продавать чужое имущество человека, не являющегося должником? Полагаю, что инфраструктура, которая создана биржей: гарантийные фонды, центральный контрагент, — как раз и должна сработать в такой момент, как сейчас. А Центральный банк продемонстрирует свою готовность к регулированию финансового рынка не только в спокойное время, но и в нестандартных условиях".
Взаимные обвинения
"Универ капитал" и Московская биржа, как и следовало ожидать, высказали противоположные взгляды на ситуацию. В пресс–службе биржи корреспонденту "ДП" сообщили: "У брокера образовалась задолженность по сделкам, заключённым до 28 февраля. Сейчас компания находится в процедуре урегулирования и не может самостоятельно совершать сделки. В рамках ликвидационных процедур, в соответствии с регламентом, НКЦ реализовал обеспечение участника торгов по рыночной цене для исполнения обязательств перед остальными участниками торгов и обеспечения устойчивости финансовой системы в целом. Реализация ОФЗ была произведена в соответствии с правилами клиринга, как только были возобновлены торги ОФЗ — в аукционе открытия 21 марта. Все действия НКЦ направлены на минимизацию системных рисков, чтобы проблемы одного брокера не распространялись на весь рынок".
В компании же считают, что НКЦ, хоть и действовал в рамках своего регламента, не обязан был продавать все активы клиентов одномоментно по каждому выпуску. Там указывают, что доля принудительно продаваемых ОФЗ клиентов "Универа" — это фактически половина объёма торгов в рамках дискретного аукциона открытия, который составил 2,6 млрд рублей. Ситуация не требовала скоропалительных действий со стороны НКЦ, и ничьи интересы не пострадали бы, если бы сделки были совершены позднее, когда рынок установит более справедливую цену, и небольшими лотами в течение дня. Всё время, пока торги ОФЗ были закрыты, "Универ" предупреждал биржу, НКЦ и ЦБ РФ о риске возникновения подобной ситуации и предлагал пути выхода из неё.
В своём письме в Банк России брокер указал, что по итогам аукциона открытия бумаги клиентов брокера были проданы по 1,085 млрд рублей, в то время как в конце торгового дня они оценивались уже в 1,259 млрд. Из–за этого клиенты "Универ капитала" понесли "безвозвратные убытки" почти на 174 млн рублей.
Как считает Виктор Шахурин, гендиректор ООО "Универ сбережения", чтобы избежать потерь инвесторов, регулятору стоило бы дать профучастникам рынка ценных бумаг обещанную ликвидность, как он предоставил её банкам. А именно — позволить заключать с ЦБ РФ сделки репо в рублях с ценными бумагами, входящими в ломбардный список ЦБ, по оценочной стоимости, сложившейся на 18 февраля 2022 года, и применять к ним ставки риска на указанную дату. Бирже и НКЦ следовало бы дать возможность брокеру реализовать ОФЗ на основных торгах по справедливым ценам, уверен Шахурин.
Дорогая сегрегация
По оценке Московской биржи, инвестору, чтобы исключить подобные потери, нужно открывать у своего брокера сегрегированные, или обособленные, счета. "В таком случае их активы будут учитываться отдельно и не могут быть использованы для обеспечения обязательств брокера по собственным позициям или других клиентов. В случае несостоятельности брокера активы на таких счетах можно перенести к другому брокеру", — пояснили в пресс–службе.
"Если клиент не намерен совершать маржинальные сделки и хочет максимально обезопасить свои средства от взыскания по обязательствам других клиентов, он может потребовать от брокера открытия и ведения отдельного индивидуального торгового счёта, на котором будут учитываться денежные средства и ценные бумаги только такого клиента либо вместе с другими клиентами, которые поступили так же", — советует Алексей Тимофеев, президент НАУФОР. Однако он предупреждает, что ведение индивидуального счёта на практике стоит недёшево. "При небольших суммах инвестирования расходы на ведение такого счёта будут превышать доходы, получаемые от инвестирования, — говорит Тимофеев. — Чтобы избежать подобных ситуаций, брокеры управляют рисками, ограничивая размер кредитного плеча и принудительно закрывая позиции клиентов в случае недостаточности их активов. Однако в стрессовой ситуации, такой, как в настоящее время, система управления рисками брокеров может не справиться и будут проданы активы даже тех инвесторов, которые не совершали сделки с кредитным плечом, но находятся на одном счёте с теми, кто такие сделки совершал. Дело в том, что в этом случае включается система управления рисками НКЦ, которая не различает на общих счетах брокера клиентов, которые совершали операции с кредитными плечами или нет, используя все активы в качестве обеспечения. Это понятно, поскольку задачей НКЦ является не допустить на рынке системного кризиса, то есть несостоятельности одного брокера из–за другого. Защищёнными будут только активы на отдельных счетах клиентов, не предоставивших брокеру право их использования".
"Почти каждый клиент на российском фондовом рынке предоставил своему брокеру право использования своих ценных бумаг и денежных средств для возможности торговать с плечом, — констатирует Полина Гусева, советник президента ИК “Универ капитал”. — Даже отказываясь от маржинального кредитования по своему брокерскому договору, стандартный клиент оставляет ценные бумаги и денежные средства на общем клиентском разделе, не открывая сегрегированный счёт, так как это требует ежемесячных затрат на его ведение со стороны клиента. Право сегрегировать собственные средства от средств брокера принадлежит клиенту, и по его заявке оно может быть осуществлено брокером. Всем желающим мы такую возможность предоставили, в настоящее время открыто чуть более 60 таких счетов. И для сотрудников биржи не является секретом, что более 99% клиентов российских брокеров этим правом не пользуются ввиду дополнительных затрат на обслуживание и невозможности пользования маржинальным кредитованием".
"ДП" спросил у нескольких крупных брокеров, сколько стоит открытие и обслуживание сегрегированного счёта. Ответила только пресс–служба ФГ "Финам": "Клиенты “Финама” имеют возможность использовать сегрегированные счета, подать поручение на их оформление можно в офисе брокера. В этом случае стандартные сервисы предоставить невозможно, поэтому стоимость услуги определяется индивидуально в зависимости от финансовых инструментов, с которыми планирует работать клиент".
В информации о тарифах, опубликованной на сайтах брокеров, корреспонденту "ДП" найти информацию о стоимости сегрегированных счетов не удалось. От клиентов брокерских компаний пришли сведения, что некоторые компании берут за эту услугу до 5 тыс. рублей в месяц.
"Юридически в данной ситуации ответственность прежде всего лежит на брокере, поскольку именно брокер допустил задолженность перед НКЦ по всей своей группе, чем дал право НКЦ применять регламент по принудительному закрытию позиций клиентов брокера, — комментирует Илья Коровин, председатель Национального союза трейдеров. — Однако с профессиональной точки зрения первопричина произошедшего прежде всего на стороне НКЦ и Московской биржи, поскольку они должны применять широкие права, данные им регламентом, добросовестно и не нарушая прав частных инвесторов. Представители Союза трейдеров в публичных выступлениях и позже в судах уже много лет говорят о том, что широкие права, данные биржевой индустрии её нормативной базой, применяются ею крайне бездумно и непрофессионально, регулярно приводя к катастрофическим убыткам частных трейдеров и инвесторов. Мы выступаем за ограничение этих прав в нормативном и законодательном ключе и за введение ответственности за последствия их подобного применения. Надеемся, что случай с компанией “Универ” наконец приведёт к тому, что брокер будет отстаивать нарушенные права своих клиентов перед НКЦ до конца (чего раньше брокеры никогда не делали, оставляя трейдеров бороться за свои права против индустрии один на один). В этом случае мы подтверждаем свою готовность всячески помогать брокеру “Универ” (а также другим брокерам, попавшим в эту ситуацию) в этом процессе силами своих юристов и нашим опытом, в том числе судебным. Сейчас мы помогаем координировать группу пострадавших от данной ситуации, собираем информацию, готовим юридическую позицию по предъявлению досудебных претензий виновным сторонам".