В ближайшее время введение единого регионального оператора по управлению жильём невозможно, считают эксперты. Тем не менее власти вряд ли оставят эти попытки.
Осенью прошлого года Минстрой РФ обнародовал проект "Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года". Документом, в частности, запланировано "развитие институтов и моделей управления жильём", в том числе создание региональных операторов. Участники рынка заподозрили, что в данном случае по аналогии с "мусорной реформой" именно этот единый оператор и будет заниматься управлением всеми многоквартирными домами.
"Начиная с прошлого года органы власти стали требовать от управляющих компаний заполнения таблиц с численностью техперсонала, дворников, кровельщиков, отчёты о работе аварийной службы и т. д. Всё это может свидетельствовать, что началась подготовка к созданию единого оператора, который будет обслуживать все дома", — рассказывает директор по развитию Л1 Надежда Калашникова.
По её мнению, это повлечёт монополизацию. "Все деньги будут собраны на одном счёте, а оплата привлечённым компаниям будет идти как минимум с отсрочкой 2–3 месяца", — добавляет она.
Сергей Бобашев, руководитель проекта LifeDeluxe.ru, полагает, что идея создания единого оператора возникла по нескольким причинам. "Тренд на огосударствление экономики никуда не делся. В УК крутятся большие деньги, и распределять их интересно. Тем более что существует множество нареканий к УК со стороны жильцов", — замечает он.
Ветхость никому не нужна
Впрочем, не все эксперты видят в инициативе Минстроя одни лишь минусы. В стране масса ветхих строений, но юридически они считаются всего лишь домами недостаточного технического состояния. Ни одна из УК брать их в управление по доброй воле не хочет. И чиновники пытаюсь всучить их УК в качестве соцнагрузки.
"Представьте, что вы управляете люксовым такси, а власти вам говорят: давайте вы ещё будете пьяниц развозить по вечерам, и не факт, что они вам за это заплатят. Пока годик повозите, а потом посмотрим. Сейчас это выглядит именно так", — рассказывает генеральный директор СРО "Межрегионразвитие" Владислав Воронков.
Как говорят эксперты, чтобы привести подобный дом в порядок, установленных тарифом средств недостаточно, да и для населения такой платёж неподъёмен. Если бы житель хрущёвки был в состоянии платить условные 60 руб. / м2, он бы, наверное, в хрущёвке не жил. В результате собственники и в новое жильё переехать не в силах, и своё нынешнее в должное состояние привести не могут. С такими домами не хочет связываться ни одна УК, и для их жителей введение института регионального оператора было бы выходом.
Как полагает Ольга Ефимова, директор по эксплуатации группы управляющих компаний "Светлый мир", региональная программа в первую очередь затронет типовые дома, утратившие ликвидность за период управления недобросовестными компаниями. "При должном финансировании и квалифицированном подходе к управлению получится исправить ситуацию и привести эти дома к надлежащему состоянию, удовлетворяющему собственников. Думаю, это на первом этапе будет являться приоритетной целью данной программы", — говорит она.
Голосуй — или проиграешь
Проблемы также могут возникнуть и у собственников квартир, которые не могут провести общее собрание и, таким образом, привести в соответствие с текущими потребностями тарифы. Как полагают эксперты, от таких домов управляющие компании со временем будут отказываться. А значит, такие дома тоже могут перейти к региональному оператору.
При этом, как признают участники рынка, сейчас организовать собрание собственников дома — реальная проблема. "Жильцов зачастую не собрать. Особенно по тем вопросам, которые требуют присутствия двух третей от общего количества собственников. Единственное, что может решить проблему, — электронное голосование. Сейчас его механизмы вырабатываются. Пока же альтернатива собраниям существует в виде дистанционного голосования, когда активисты ходят поквартирно и собирают подписи под протоколом", — рассказывает Сергей Бобашев.
Но и это не является панацеей от конфликтов, особенно когда актив жильцов оказывается аффилирован с УК и пытается продавливать её интересы.
“
Российская практика показывает, что органы власти пытаются решить проблемы тем, что смешивают котловым методом у существующих УК дома "хорошие" и "плохие". Скорее всего, региональный оператор превратится в подобие ЖЭКа советских времен. Там, возможно, и будет номинальное участие муниципалитета или власти, но это будет монополист. А практика прошлых десятилетий показывает, что монополист поначалу ещё хоть как–то выполняет свои функции, а потом он обрастает бюрократией, коррупцией и что–либо там найти не только жителям, но и правоохранительным органам невозможно. Неэффективность таких монстров доказана не только советской историей, но и постсоветской практикой.
Александр Гурылёв
председатель совета директоров консалтинговой компании "Инноватика"
“
Основной проблемой для проведения собраний в больших домах, конечно, является количество собственников, многие из них не живут в доме. Кроме того, собрание предусматривает очные встречи, для которых необходимо большое помещение. Иногда возникают сложности с оповещением жильцов. Но деятельность УК от этого не меняется, мы обязаны вовремя и качественно предоставлять услуги независимо от внешних проблем.
Вячеслав Мокичев
генеральный директор УК "Прогресс"
“
Одна из основных проблем проведения собраний в многоквартирных домах — низкая вовлечённость собственников во взаимодействие с управляющей компанией, нежелание принимать участие в голосовании и в обсуждении повестки. Из–за этого или собрание не набирает необходимый кворум, или решение блокируется малочисленной инициативной группой, чьи интересы не всегда направлены на заботу о жилом комплексе. Гарантия успешного проведения собрания — это постоянный диалог сотрудников УК с собственниками, организация совместных мероприятий по уходу за домом и оперативное решение эксплуатационных проблем. Конечно, это требует от руководства УК сохранения стабильного штата и повышения квалификации сотрудников.
Ольга Ефимова
директор по эксплуатации группы управляющих компаний "Светлый Мир"
“
В случае, если для организации собраний собственников с помощью цифровой платформы будет создана специализированная единая государственная площадка, процесс станет существенно более прозрачным. В то же время крайне неоднозначным остаётся вопрос, кто будет управлять конкурсной процедурой и насколько они будут заинтересованы в её прозрачности.
Алексей Борисюк
управляющий директор FM Becar Asset Management