С начала декабря в центре Петербурга расширили зону платной парковки, подорожала и стоимость часа. Многие риелторы и урбанисты — наряду с чиновниками Смольного — считают это благоприятной мерой.
Первые платные парковки в центре пытались организовать ещё 20 лет назад — на площади Восстания. Тогда горожане не оценили решение властей и добились их отмены через суд. В 2015–м ограничения всё же появились на 28 улицах (включали почти 3 тыс. парковочных мест). С декабря 2021–го зона платной парковки (с 8 утра до 8 вечера) расширилась, охватив 71 улицу в границах Невского проспекта, Воскресенской, Синопской набережных и набережной реки Фонтанки (состоит из 5,6 тыс. машино–мест, дополнительно оборудованы 552 места для водителей с инвалидностью). Жильцы домов могут парковаться по льготному тарифу — 1800 рублей в год. Предусмотрены льготы — в том числе для владельцев электромобилей.
В планах Смольного на 2022–2023 годы масштабировать практику на Адмиралтейский, Петроградский, Василеостровский районы. И даже на часть Выборгского и Калининского — на их границе с центром.
В 2020–м в ЦИАН отмечали, что "оставить автомобиль в центре города по–прежнему сложно, поэтому при выборе офиса многие арендаторы в первую очередь обращают внимание на бизнес–центры с собственной парковкой". Наиболее высокий парковочный индекс фиксировался в классе "А": на 100 м2 — 2 машино–места, в "В" и "В+" — 1,2–1,5 машино–места. Однако ситуация разнилась в зависимости от объекта даже внутри одного класса. В числе положительных примеров отмечали, например, БЦ "Невская ратуша" (на 30 000 м2 офисной площади 240 парковочных мест — "что для данной локации очень удобно и экономично"). Цены в подземных паркингах Адмиралтейского, Центрального, Петроградского и Василеостровского районов, по данным ЦИАН, варьировались от 11 до 15 тыс. рублей в месяц за машино–место, в наземных — 7–7,5 тыс. Теперь же месячный абонемент "за постой" просто под открытым небом в зоне платной парковки стоит 20 075 рублей (годовой — 179 580 рублей).
И с утра пораньше
Для людей, работающих в центре города, льгот нет. Исключение — чиновники. Но и они страдают — их много, а квот мало. Проблему решают чиновники по–разному. Кто–то пересел на общественный транспорт, кто–то паркуется в пока бесплатной части города на другом берегу Невы и "последнюю милю" до места службы преодолевает пешком. А кто–то (по крайней мере в этом уверены "аборигены") пытается парковаться во дворах близлежащих домов. Что вызывает не только возмущение жильцов, но и раскол в рядах даже самых сплочённых ТСЖ — соседи начинают подозревать друг друга в продаже кодов от въездных ворот.
По словам экспертов, кому–то в любом случае пришлось бы пострадать ради общего блага (в виде снижения транспортного потока в направлении районов максимального притяжения и ликвидации парковки на тротуарах или вторым рядом). Прежде всего автомобилистам, приезжающим на работу в центр на полный день. Представитель фонда "Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца" Ольга Куличихина обращает внимание, что ввод платы повышает так называемую утилизацию парковок: "Если раньше одним местом в день пользовались 2–3 человека, которые там стояли по 8–12 часов, то, сделав её использование дороже, мы позволяем пользоваться одним и тем же местом множеству людей, для которых выбор автомобиля для перемещения по городу важнее".
При этом Ольга Куличихина подчёркивает важность того, чтобы получаемые деньги от платных парковок не поступали в бюджет на общих основаниях, а направлялись на улучшение эффективности работы общественного транспорта, повышение комфорта пешеходов, развитие велоинфраструктуры, озеленение. "Если говорить об эффективности работы самого механизма, то стоит оценивать не только количество собранных с водителей денег или количество машин на улицах, но и другие показатели, на улучшение которых и направлена платная парковка: количество пассажиров общественного транспорта в зоне парковки и время движения автобусов и троллейбусов, количество использующих парковочное место за день автомобилей, уровень загрузки парковок на каждой улице и другие параметры", — говорит урбанист.
Эксперт Института территориального планирования "Урбаника" Илья Резников подытоживает: вся эта картина сможет работать, только когда платным станет весь центр, а не только не самая важная его часть. Однако к этому решению власти пока не готовы.