Туриндустрия хочет получить у Смольного освобождение от налогов, продление кешбэка и новый Booking.com.
В условиях санкционного давления и отсутствия иностранцев туристический бизнес, только–только приспособившийся выживать в условиях пандемии, снова оказался в критическом положении. За последние 2 года на федеральном и региональном уровнях успели опробовать некоторые меры поддержки, но теперь условия куда сложнее. Адаптироваться к новой реальности нужно очень быстро. И бизнес вряд ли справится с этим самостоятельно, без внятной и конкретной поддержки со стороны властей.
Налог, да не тот
Эти вопросы обсуждались на расширенном заседании экспертного совета комитета по развитию туризма с участием вице–губернатора Санкт–Петербурга Алексея Корабельникова и главы комитета Сергея Корнеева. Вице–губернатор подчеркнул, что поддержка туристской отрасли является важной задачей как для формирования городского бюджета, так и для сохранения занятости.
Отели третий год подряд не вкладывают денег в реновацию номерного фонда, свободных средств на это у отрасли нет. Чтобы сохранить качественный сервис в условиях выросших цен, вложений потребуется больше, чем в предыдущие годы.
По словам вице–президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, нулевая ставка НДС для средств размещения, которую на днях анонсировали на федеральном уровне, может позволить бизнесу сэкономить средства на ремонт. Однако подводные камни в новом законе тоже есть.
Льгота относится именно к местам размещения, соответственно гостиничные рестораны под неё не подпадают. А у большинства крупных отелей, которые платят НДС, ресторан и гостиница — это одно юрлицо. Неясно, как налоговая инспекция будет вести отдельный учёт для таких объектов.
По оценке Мусакина, в 2021 году средняя загрузка отелей в Петербурге составила около 40%, в 2018–2019 годах — 68–70%. Операционная окупаемость отелей (точка безубыточности) находится примерно на уровне 30–35% загрузки.
Наиболее остро на сегодняшний день стоит вопрос с иностранными туристами. В 2019 году город посетили 10,5 млн туристов, из которых половина приехала из–за рубежа. В прошлом же году насчитали 6,5 млн туристов, среди которых было всего 0,25 млн иностранцев. До пандемии, по данным комитета по развитию туризма, 60% всех иностранных гостей в Петербург приезжали из стран Азии и Ближнего Востока, 40% составляли гости из Китая, 20% — из других стран.
Мусакин отметил, что было бы эффективно продлить такие меры поддержки, как нулевая ставка по налогу на имущество, а также снижение УСН до 1% по ставке "доходы" и до 5% при ставке "доходы минус расходы". Это актуально для отрасли: порядка 60% номерного фонда приходится на небольшие и средние отели, которые платят налоги по упрощённой системе.
Все за одного
В 2020 и 2021 годах действовали преференции по земельному налогу, налогу на имущество и транспортному налогу. По данным ФНС по Петербургу, в 2020 году ими воспользовались 3227 предприятий туриндустрии, общая сумма выпадающего из бюджета дохода составила 1,6 млрд рублей. В 2021 году меры расширили, общий объём льгот насчитывал 2 млрд рублей.
Совокупный объём принятых мер поддержки на 2020 и 2021 годы оценивается в 4 млрд рублей. В 2022 году к нему добавился ещё 1 млрд рублей на поддержку отрасли в виде налоговых льгот, принятых в начале года.
Также гостиницам и турфирмам, относящимся к МСП, было выдано 99 льготных займов на сумму 317,4 млн рублей для сохранения более 2100 рабочих мест.
В туризме мультипликатор примерно равен пяти, то есть пять смежных отраслей работают при условии успешного существования гостиницы. Если отели будут закрываться, вместе с ними уйдёт часть МСБ в сфере торговли, сервисного и технического обслуживания, транспорта и т. д. Соответственно, город лишится части бюджета, а сотням людей придётся искать новую работу.
Бизнесу помогает программа туристического кешбэка Ростуризма. Изначально её целью была поддержка индустрии в низкий сезон. Сейчас эксперты задумались о том, чтобы предложить продлить её на целый год для некурортных регионов.
Кроме того, отелям сложно работать без Booking.com: на начало февраля он давал 56% от всех онлайн–бронирований по стране. Сейчас вперёд вышла новая "большая тройка" отечественных сервисов: Bronevik.com, Ostrovok.ru и "Яндекс.Путешествия". Суммарно они уже начали обеспечивать порядка половины заказов. Однако отечественные ресурсы подходят только для привлечения российских туристов, в то время как Booking.com позволял продвигать отели на международном уровне.
Пустые залы
Деловой туризм тоже оказался под угрозой. Президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор "Экспофорум–Интернэшнл" Сергей Воронков отмечает, что мероприятий неминуемо станет меньше. Из–за ухода иностранных компаний с российского рынка, а также сокращения продуктовой линейки и нарушения логистических цепочек ожидается сокращение порядка 35–40% экспонентов, а также снижение посещаемости порядка 50%.
"В 2019 году в Петербурге побывали 1,2 млн деловых туристов, из них порядка 800 тыс. приезжали на конгрессно–выставочные мероприятия. Нынешняя ситуация скажется и на финансовых результатах сегмента. 60% компаний прогнозируют падение выручки порядка 50–60%. В 2021 году начался процесс восстановления, который сейчас оказался заморожен, отрасль вернулась к началу 2020 года", — добавляет Воронков.
В связи с санкциями международные конгрессы уже начинают отменять. В 2022 году отменены пять деловых мероприятий, сопоставимых по масштабам с ПМЭФ, также есть три отмены на 2023 год. Совокупный оборот, который из–за этого потеряла отрасль, составляет более 5 млрд рублей.
Только на примере "Экспофорума" по состоянию на конец марта ожидается снижение загрузки на 30%, прогнозируемые потери в 2022 году составляют 1,1 млрд рублей.
Сергей Воронков предлагает освободить объекты конгрессно–выставочного туризма от имущественного и земельного налога на 2022 и 2023 годы.
По подсчётам экспертов, на примере "Экспофорума" экономия составит более 200 млн рублей. Участники рынка также считают, что кадастровую стоимость объектов конгрессно–выставочной деятельности необходимо зафиксировать на уровне 2018 года.
"С 2017 года действует порядок, согласно которому стоимость объектов оценивается не по балансу их стоимости, а по кадастру, комитет по контролю за имуществом всегда включал в списки конгрессно–выставочные компании. В этом году из восьми объектов пять не попали в этот список, пока этот вопрос не решён, придётся платить налоги по балансовой стоимости. То есть объём налогов по отношению к 2021 году увеличится в 2,7 раза, это более 100 млн рублей", — подчёркивает Воронков.
По мнению Сергея Шпилько, почётного президента Российского союза туриндустрии, для Петербурга помимо международного не менее важно "выиграть" внутренний рынок. При этом особое внимание стоит обратить на Москву и Московскую область как самые платёжеспособные регионы.