Дорожные подрядчики ждут, что городские чиновники вслед за федеральными увеличат объёмы авансирования
В конце марта премьер–министр Михаил Мишустин подписал постановление № 505, согласно которому компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в качестве аванса до 90% от цены контракта, заключённого как в 2022 году, так и ранее. Правило распространяется только на работы, финансируемые из федерального бюджета. Однако регионам рекомендовано применять аналогичные положения для своих закупок. По мнению премьер–министра, принятые меры помогут поддержать спрос и предоставят бизнесу возможность быстрее адаптироваться к кризисным условиям работы. С последним согласны и сами подрядчики, работающие в госзаказе.
"Положение у всех участников закупок очень непростое. По новым контрактам авансирование предусматривается на уровне от 10 до 30%, ничего не поменялось. Банки видят во всём повышенные риски. Как я понимаю ситуацию, принятие решений по выдаче денежных средств либо банковских гарантий осуществляется в ручном режиме. Наверное, будут выживать сильнейшие", — поделился один из петербургских подрядчиков на дорожном рынке.
По запросу
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), принимавшее участие в разработке постановления № 505, отмечает, что в случае наличия у исполнителей по госконтрактам потребности в увеличенном авансировании Росавтодор и подведомственные ему учреждения будут руководствоваться положениями нового постановления.
"Запросы от подрядных организаций на получение авансов поступали в подведомственные Росавтодору федеральные казённые учреждения (ФКУ) и ранее. Данные вопросы эффективно решались в рабочем порядке. Все потребности удовлетворялись и продолжают удовлетворяться в рамках федерального бюджета и действующего законодательства", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе Росавтодора. Там же отметили, что Росавтодор и подведомственные ФКУ совместно с подрядными организациями проводят дополнительно, с учётом постановления № 505, работу по уточнению показателей авансирования, исходя из существующей законодательной базы, текущей ситуации на каждом объекте, а также параметров действующего финансирования программ и предельных объёмов выделения средств по периодам.
"Что касается тех госконтрактов, в которых процедура авансирования не предусмотрена, то в настоящее время по ним также прорабатываются вопросы порядка изменения условий, что позволит авансировать их", — добавили в ФДА.
Все ушли на совещание
Петербургские дорожные организации в курсе федеральных изменений в законодательстве и ещё до подписания вышеупомянутого постановления обращались к губернатору Александру Беглову от имени ассоциации "Дормост" с рядом инициатив по стабилизации рынка. Среди них было и предложение "предусмотреть возможность авансирования по контракту до 70% от его цены для обеспечения закупки строительных материалов по фиксированным ценам".
"Мы обращались с госзаказчиком с просьбой увеличения авансирования ещё 3 недели назад, ответа пока нет, он прорабатывается. Увеличение аванса очень важно", — прокомментировал "ДП" генеральный директор АО "ПО “Возрождение”" Михаил Клобертанс, отметив, что заказчики говорят о наличии бюджетных трудностей в этом вопросе.
Как пояснили изданию в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, "сейчас идёт процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным в части увеличения авансирования".
Разработкой занимается комитет финансов и другие профильные исполнительные органы власти, пока всё находится на стадии проработки механизмов.
Один из источников "ДП" в Смольном отметил, что совещания с финансовыми чиновниками по поводу увеличения авансирования идут с конца марта и на них озвучивалась цифра 30% аванса. "Но хитро получается: 30% не от суммы всего контракта. 30%, но не больше 10% в лимитах года", — отметил он.
Изобрести велосипед
По информации директора ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова, уже готовится постановление городского правительства, в котором говорится об увеличении авансирования.
"Нам присылали на согласование обоснование правительства по этому поводу, мы дали свой отзыв на этот счёт, — сказал Иванов. — Единственное, что нам удалось выбить, это увеличение авансирования. Правда, не до 70%, как мы просили, а до 50%. Мы считаем, что этого недостаточно, потому что, согласно аналитике, минимальный объём средств, который идёт на строительные материалы, составляет 65%".
По мнению Кирилла Иванова, "у нас всегда пытаются изобрести велосипед, когда можно просто под кальку скопировать федеральное законодательство".
"Это типичный Питер. Как–то изгаляться, чтобы что–то своё придумать. Один из последних примеров — федеральное постановление №1315, по которому можно увеличить размер контракта в связи с удорожанием стройматериалов. Оно вышло летом прошлого года, уже в сентябре федеральные подрядчики вышли из экспертизы и стали получать деньги. У нас в октябре вице–губернатор Линченко пробил региональное постановление, но туда почему–то попал только комитет по строительству. Другие комитеты строек у нас не ведут, видимо. И только сейчас в 764–е постановление городского правительства попал КРТИ", — говорит Иванов.
Под вопросом остаётся, как увеличение авансирования будет увязано с лимитами по годам. "Я как раз этих художеств и жду от нашего комитета финансов, — говорит директор “Дормоста”. — Сейчас, допустим, подрядчик получил 50% аванса, через 3 месяца сделал первую приёмку — допустим, на 10% от общего объёма работ. Значит, он эти 10% предъявил к выполнению и ещё на 10% написал аванс. А как будет, непонятно".
Сейчас в большинстве случаев аванс по госконтрактам составляет 15%. Из–за того, что процентная ставка в банках сегодня не 7,5%, а 23%, оборотные средства за счёт кредитов не пополнишь.
В ГКУ "Ленавтодор" "ДП" рассказали, что подрядчики к ним тоже обращаются с просьбой увеличить авансирование по госконтрактам.
Заказчик, в свою очередь, нашёл понимание у комитета финансов: новые контракты будут авансироваться от 50 до 90%, по тем же условиям, что и в федеральном постановлении.
В частности, если финансовое обеспечение по контракту подлежит казначейскому сопровождению, то по нему авансирование может составить от 50 до 90% суммы контракта, если не подлежит, то до 50%.
Что касается уже заключённых контрактов, то здесь вопрос пока не решён. 44–ФЗ отдаёт на откуп регионам возможность менять существенные условия, к числу которых относится и авансирование.