Финская компания Fazer начала обсуждать продажу российского бизнеса с потенциальными покупателями. Ранее один из крупнейших производителей хлебобулочных изделий решил уйти из страны из-за военной спецоперации на Украине.
О беседах зарубежного холдинга с интересантами, в числе которых оказались как игроки хлебопекарного рынка, так и агрохолдинги, стало известно 15 апреля. По данным "Ъ-СПБ", и тех и других смущают жёсткие условия, включающие оплату за сделку в евро на счёт нидерландской компании (российское подразделение принадлежит Fаzеr Ваkеriеs B.V. из Нидерландов).
Так, в презентации Fazer для потенциальных покупателей говорится, что производитель вложил в российский бизнес €300 млн и по собственным оценкам занимает первое место на рынке Петербурга с долей 38%, имея три завода в городе. При этом доля на московском рынке, где у Fazer есть только одна фабрика, оценивается в 13%, что соответствует третьему месту. Также стоит отметить, что в 2021 году оборот компании в России составил €157 млн, что также составляет 13% от всех продаж холдинга.
В той же презентации указано, что около 70% выручки Fazer получает от продажи свежего хлеба, а остальные 30% приходится на реализацию замороженных полуфабрикатов. Известно, что в январе 2022 года продажи холдинга выросли до до 1,09 млрд рублей, что оказалось на 20,4% выше, чем в январе прошлого года.
На данный момент мощности Fazer покрывают более 5 тыс. точек в Петербурге и свыше 8 тыс. объектов в Москве. Основной канал сбыта приходится на федеральные сети (почти 85%), менее 10% — на дистрибуторов, а оставшиеся 5–6% продают региональным сетям, несетевому ретейлу, а также представителям гостиничного и ресторанного бизнеса.
В самом Fazer комментировать переговоры и условия предстоящей сделки не стали, лишь подтвердив наличие нескольких интересантов. Некоторые из них рассказали, что компания предлагает потенциальным покупателям назвать цену самостоятельно, не обозначая желаемую стоимость активов. При этом источник "Ъ-СПб" в инвесткругах обращает внимание, что условия оплаты выглядят так, словно Fazer заинтересован не в продаже, а хочет собрать оценки рынка и продемонстрировать регуляторам невозможность сделки.
Напомним, что после начала военной спецоперации на Украине Fazer не только объявил об уходе из России, но и приостановил экспорт своей продукции из Финляндии. При этом в пресс-службе холдинга заявили, что намерены уйти с российского рынка с сохранением операционной деятельности и рабочих мест. В частности, холдинг пообещал не закрывать свои заводы в Петербурге. Смена юридического названия на ООО "Хлебный дом", о которой "ДП" сообщал ранее, уже состоялась: соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ 12 апреля. В дальнейшем эта процедура позволит передать бизнес новому владельцу, но уже без марки Fazer.