В Петербурге работают более прагматичные иностранные архитекторы, чем в Москве. Они не уходят. Но и не то чтобы остаются.
За последние пару месяцев об уходе из России объявили известные в мире проектные компании: MVRDV из Нидерландов, David Chipperfield Architects и Zaha Hadid Architects из Великобритании, Herzog & de Meuron из Швейцарии. Зодчие мотивировали свои действия неравнодушным отношением к событиям последнего времени, к "человеческой трагедии", как говорилось, например, в заявлении David Chipperfield Architects. У перечисленных выше мастерских были планы и проекты, в основном в Москве. Новых в ближайшее время не будет. В частности, в бюро Хадид сообщили: они завершили то, что должны были сделать по контракту, после чего "приостановили два текущих проекта в России". В MVRDV заявили об остановке работы над пятью проектами, в частности над высоткой Red7 в столице (впрочем, там уже завершены монолитные работы).
Корабль поплыл
Из Петербурга ярко и демонстративно пока не уходили. Правда, и кандидатов немного. Хотя в прежние (и лучшие) времена архитектуру Петербурга определяли зодчие с заграничным происхождением, в нашу эпоху погоду здесь задают в основном местные архитекторы. Есть несколько известных строек, ассоциирующихся с иностранными мастерскими, которые планируются или идут прямо сейчас. Но и там, по всей видимости, проектирование на достаточно высокой стадии, когда доведением чертежей до местных нормативов занимаются уже отечественные специалисты.
Так, на Охтинском мысу концепцию многофункционального здания (авторы называли его хрустальным кораблём) разрабатывало японское бюро Nikken Sekkei. Во всяком случае, по заверению инвестора, именно его выбрали по результатам закрытого архитектурного конкурса. Правда, в прошедшем государственную экспертизу проекте указано с полдюжины российских проектировщиков, а вот иностранцев среди них нет. Судьба этого проекта по–прежнему неопределённая, в марте по нему шли совещания при участии представителей Совета по правам человека, и как будто окончательного решения пока нет. "Фонтанка" передавала, что новый доклад по мысу с компромиссным вариантом его освоения должен быть представлен российскому президенту до 1 июня. Директор московского филиала Nikken Sekkei Фади Джабри не ответил на вопрос "ДП" о том, продолжит ли его компания работу в России.
Намного быстрее строится гигантская хоккейная арена на месте снесённого спортивно–концертного комплекса на пр. Юрия Гагарина. Здесь, тоже в конкурсе, победил проект фасадов бюро Coop Himmel b(l)au. Это австрийская компания. В январе нынешнего года президент Украины Владимир Зеленский, как сообщал ТАСС, ввёл в отношении её санкции из–за строительства по проекту этой мастерской оперного театра в Севастополе.
Без геополитики
В начале апреля основатель Coop Himmel b(l)au Вольф Прикс в интервью "Шпигелю" в ответ на полемический вопрос журналиста о сотрудничестве с русскими империалистами сообщил, что он, Прикс, "не моралист, не геополитик, а архитектор" и, хотя он "дистанцируется от всех, действительно от всех военных действий", проекты в России для него экономически важны. Стройка будет в любом случае, "со мной или нет". Зодчий вспомнил свой разговор с послом Украины, который пытался предупредить архитектора о последствиях возведения театра: "20 лет назад я бы сказал “поцелуй меня в задницу” и повесил трубку. Вместо этого я ему сказал: ну, если Украина позволит нам построить две оперы, то я подумаю. И трубку повесил он". Недавно мастерская вышла в финал конкурса на застройку Горской, которой занимаются структуры, по утверждению ряда СМИ, связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным.
Строительство арены уже на довольно высокой стадии, можно сказать, объект возведён в конструкциях. В понедельник клуб — инвестор стройки спортивной арены СКА сообщил, что на площадке одного из заводов для этого здания началась контрольная сборка первой арки архитектурного фасада. Здание будет окружено такими арками, что придаст ему необычную форму. Незадолго до того был завершён монтаж металлоконструкций кровли.
Среди других крупных проектов последнего времени с участием иностранцев можно вспомнить Тучков буян (бюро West 8 из Нидерландов планировало заниматься им совместно со "Студией 44", но велика вероятность, что от задумки мало что останется с учётом изменившихся планов на участок). KCAP Architects & Planners + Orange Architects проектировали строящийся жилой комплекс Golden City на намыве.
Бесплатно не работают
Директор российского подразделения международного архитектурного бюро MLA+ с центром в Голландии Яна Голубева в комментарии "ДП" отметила, что её подразделение продолжает работать. Но это потому, что оно зарегистрировано как российское юрлицо и в хозяйственном отношении может существовать автономно.
"Наш голландский офис не может работать в России и отказался от российских проектов. Они передали проекты в российский офис", — рассказала Голубева. Отметим, что в Петербурге компания проектирует в основном для других городов России и непосредственно у нас ничего не строит (хотя фирма участвовала в архитектурных конкурсах, например на жильё на месте Ленинградского дома молодёжи, а также разрабатывала концепцию жилого комплекса Ligovsky City). По словам Голубевой, причины, по которым иностранные партнёры приостановили сотрудничество, не только этические, но и финансовые. "Иностранные организации не могут даже получать оплату (из России. — Ред.). Им нет смысла работать бесплатно", — добавила она.
Не было и не будет
Архитектор Степан Липгарт в комментарии "ДП" высказал мнение, что проекты иностранных архитекторов будут приостанавливаться. Впрочем, по его оценке, в Петербурге число их в последние годы было незначительно.
"Возникало ощущение, что заказчик привлекал иностранного архитектора как бренд, как некую картинку, а дальше обращался с ним с разной степенью бессовестности и некомпетентности. В целом если мы посмотрим историю международных конкурсов в Петербурге, то всё обычно заканчивалось ничем", — добавил зодчий. Единственное исключение, на его взгляд, — Golden City на намыве у Васильевского острова. Таким образом, давно сложившаяся тенденция пришла к своему завершению. "Как иностранцы не присутствовали, так и не будут", — добавил Липгарт.
В свою очередь, архитектор и доцент СПбГАСУ Владимир Линов полагает, что иностранные фирмы будут участвовать в некоторых конкурсах: "если деньги организаторы платят, это интересно всем". Как правило, иностранцы участвовали именно в оплачиваемых конкурсах. Если они всё же полностью уйдут, по политическим или иным причинам, это серьёзно повлияет на уровень архитектуры.
"Участие иностранных архитекторов в конкурсах и в реальном проектировании было очень положительно", — считает Линов. Он не думает, что какие–либо стройки могут быть остановлены из–за ухода архитекторов.
"Такие проекты, как, например, Golden City, реализуются при обязательном участии местной фирмы. Это международная практика, когда иностранные архитекторы побеждают в конкурсе и им ставят условие, что при реализации они должны сотрудничать с местной фирмой", — добавил Линов.