Сегодня перед бизнесом остро стоит проблема поиска специалистов, чьи профессиональные навыки помогут создавать конкурентоспособный российский продукт, запустить инновационный конвейер, сформировать базу для экономических преобразований. И одна из потребностей — определить пул товаров, которые будут действительно отвечать запросу отраслевого рынка, востребованы покупателем и актуальны с точки зрения трендов. Здесь несколько затруднений: найти квалифицированных промышленных дизайнеров сложно, и бренды не всегда знают, где их искать.
Ещё один вопрос "ребром" — несоответствие ожиданий заказчика и полученного результата. Отчасти он зависит от корректно составленного технического задания. Но и студии промышленного дизайна, и предприятия говорят о другой стороне проблемы: молодым специалистам не достаёт практики, а полученная в ходе обучения теория не всегда успевает за реалиями, не синхронизируется с текущими потребностями бизнеса.
“
Будущее бренда зависит от решений, принятых сегодня.
Диана Желяскова
совладелец Группы компаний REDMOMD
Компания REDMOND делает ставку на талантливую российскую молодёжь. И в этом нет ничего удивительного. В списках лауреатов престижных премий, в том числе международных, всё чаще появляются имена российских специалистов. Это относится и к Red Dot Design Award — награду за особые достижения в дизайне потребительских товаров присуждает "Центр дизайна земли Северный Рейн-Вестфалия". Считается, что победители премии задают тренды в данной сфере. И, кстати, в 2021 году за дизайн мясорубки REDMOND RMG-M1250-8 эксперты присудили премию команде компании-производителя. Но чтобы не останавливаться на достигнутом, генерировать новые идеи для рынка, бренд находится в постоянном поиске новых звёздных кадров. И в компании подтверждают, что задача не из простых.
Точно к нам?
Однако не всегда потенциальный заказчик действительно понимает, что под собой предполагает промышленный дизайн. Грамотно разработанный продукт может приобрести добавленную стоимость и стать не просто популярным — как следствие он в силах изменить потребительские привычки, сформировать определённый взгляд на вещи. Сегодня дизайнеры думают уже не только над тем, каким должно быть новое предложение на рынке: они прорабатывают полный жизненный цикл изделия, включая его утилизацию. Ведь сегодня этот вопрос тоже важен для потенциального покупателя.
"К сожалению, на практике многие контрагенты считают "красивые картинки" окончательным результатом работ, увы это не так, — уточняет коммерческий директор ENGN.tech Любовь Чумохвалова. — В действительности, это полный цикл работ связанных с разработкой новых изделий (будь то шариковая ручка или машина), включающий в себя анализ продукта, концепт-дизайн, инжиниринг, прототипирование и выпуск конструкторской документации для последующего производства. На сегодняшний день на рынке РФ не так много компаний, которые готовы выполнить этот комплекс работ "под ключ".
"Существует и другая проблема – вовлечённость и интеграция дизайна в производственные процессы и деятельность профессиональных сообществ остаётся недостаточной, — рассказывают в Фонде поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт-Петербурга. — Бизнес зачастую "экономит" на дизайне, воспринимая его как "излишество", в то время как в современном мире сектор дизайна затрагивает все сферы деятельности человека".
Если же говорить о специалистах, которых предприятие нацелено взять в штат, всё тоже непросто. "Сейчас двоякая ситуация. С одной стороны, многие молодые промышленные дизайнеры, вчерашние выпускники, не могут найти работу по специальности: ни на предприятиях, ни тем более в студиях, где требования к специалисту сильно выше, — констатирует Дмитрий Мареев, руководитель студии FORMA Industrial Design, председатель секции "промышленный дизайн" Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. — С другой стороны, сам рынок испытывает страшный дефицит квалифицированных кадров, проектов и вакансий больше, чем исполнителей".
Подтверждает слова эксперта и простой эксперимент. Мы изучили предложения на нескольких рекрутинговых сайтах — и картина оказалась приблизительно одинаковой. По запросу "Работа промышленным дизайнером в Санкт-Петербурге" hh.ru выдаёт 86 вакансий, а если перейти во вкладку "резюме", то таковых обнаружится более 31 тыс. Правда, и в первом и во втором случаях в списки попадают все, у кого в перечне компетенций указано "дизайн/дизайнер" — поэтому здесь и графические дизайнеры, и маркетологи, и SMM-специалисты, и представители многих других профессий. На SuperJob картина в плане "фильтрации" схожая, разнятся лишь цифры: здесь размещено 3 вакансии — правда, с чётким соответствием запросу — и 5,4 тыс. резюме.
Возможно, такая ситуация сложилась потому, что само словосочетание "промышленный дизайн" сравнительно ново для нашей страны. Но когда общая "терминология" не принята с обеих сторон, это говорит о том, что потенциальный работодатель и специалист могут долго искать друг друга.
На ещё одну особенность запроса указывает Андрей Зубов, доцент – Высшая школа дизайна и архитектуры Инженерно-строительного института СПбПУ, член правления Союза дизайнеров СПб: "В разделе вакансий различных фирм как наших, так и зарубежных редко можно увидеть вакансию "Промышленный дизайнер". Часто можно услышать, что работодатель хочет получить инженера и дизайнера в одном лице. Дизайн — в максимальной степени прикладная специальность. Чтобы стать профессионалом, студент должен набирать опыт реальной деятельности, потому что на работу его будут принимать не по диплому, а на основе портфолио, которое должно сформироваться к концу обучения".
Поэтому некоторые бренды выбирают путь сотрудничества с вузами — и выращивают дизайнеров со студенческой скамьи, знакомят со спецификой индустрии, "погружают" в тему и продукт. По сути, помогают осознать, как "подружить" идею с потребностями потенциального пользователя и бизнес-интересами. Собственно, в этом случае будущий работодатель помогает молодому специалисту формировать портфолио.
Путь проб и побед
Получить образование по специальности "Промышленный дизайн" в Петербурге можно в трёх вузах. Есть возможность поступить на бюджетной или платной основе; также на выбор очный, заочный и комбинированный варианты обучения. И в этих кузницах — кадров достаточно.
"Конкурс на нашу специальность всегда высокий, надеемся на то, что будем развивать наше направление, начнём обучение с первого курса. Сейчас оно в бакалавриате начинается со второго: после общей подготовки. В целом конкурс на направление "дизайн" — 20 человек на место", — рассказывает Андрей Зубов о ситуации в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Студентам важна практика, но не ради процесса как такового. "Мы придерживаемся правила, что каждый учебный проект должен быть реальный, то есть поступить от конкретного заказчика", — поясняет эксперт. Это тот вариант, когда все стороны заинтересованы в успешном взаимодействии и получают от него определённую выгоду.
"На наш взгляд, очень важно для бизнеса не бояться выстраивать коммуникацию с профильными вузами, искать точки соприкосновения, помогать студентам вовлекаться в производственные схемы и промышленные процессы, быть готовыми к инвестициям в новые технологии и идеи», — говорят в Фонде поддержки инноваций и молодёжных инициатив. — Как пример можно назвать создание базовых кафедр – структурных единиц вуза, которые создаются в партнёрстве с крупными промышленными предприятиями. Такие учебные структуры позволяют готовить специалистов, чьи компетенции будут в полной мере отвечать современным требованиям рынка труда. Ещё одним инструментом поиска новых талантов, безусловно, являются творческие соревнования, например, к таким относится St. Petersburg Young Design".
Последний из названных альтернативных способов рекрутинга попутно становится своеобразным ликбезом: конкурсы позволяют формировать комплексное представление о результативности разработок промышленного дизайна — а следом и спрос на услуги. С другой стороны, молодые специалисты получают прямой доступ к профессиональному сообществу, обзаводятся связями и получают представление о том, как устроена индустрия и происходит взаимодействие с заказчиком, учатся обращать внимание на нужные нюансы в работе над проектом: от эскиза до запуска в производство. А главное — практикующие дизайнеры объясняют, как сделать продукт жизнеспособным.
Такой своеобразный карьерный трамплин для студентов Петербурга решила создать компания REDMOND.
Опережая будущее
Известный бренд-производитель малой бытовой техники объявил о намерении провести конкурс студенческих проектов "Российский дизайн для быта". Учащимся петербургских вузов предстоит пофантазировать на тему кухонных приборов и представить вниманию экспертного жюри ещё нереализованные идеи конструкторских решений для чайника, мультиварки, гриля и других устройств. Проекты победителей будут рассмотрены для запуска в серийное производство, а их авторы получат приглашения к сотрудничеству с REDMOND.
Идея проведения конкурса, направленного на поиск неординарных дизайнерских решений для бытовой техники, была продиктована кадровой политикой компании. К подбору новых сотрудников в REDMOND относятся очень серьёзно. Ведь успех команды зависит от вклада каждого игрока.
Кроме того, производитель бытовой техники и электроники был приглашён в качестве эксперта на форум "Сильные идеи для нового времени», который прошёл на площадке Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД). Сессия называлась "Национальная кадровая инициатива". Участники озвучивали идеи по созданию системы дополнительного образования и профориентации детей; возможностей для молодёжного предпринимательства и трудоустройства; по поддержке в поиске работы и построении карьеры. В REDMOND считают, что для бизнеса такая работа должна быть плановой — это задел на будущее, обеспечение успешного развития предприятия на горизонте нескольких лет и даже десятилетий.
В СПбГУПТД "ДП" рассказали ещё об одном шаге на пути к решению проблемы нехватки квалифицированных кадров: "В этом году стартует первый набор на образовательную программу "3D промышленный дизайн и инжиниринг". Это совместный проект Университета промышленных технологий и дизайна, студии FORMA Industrial Design и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Первый набор пройдёт в предстоящую приёмную кампанию. Конкурс, конечно, будет очень высокий. На все образовательные программы бакалавриата направления "Дизайн" он последние 6 лет составляет более 110 человек на место". Дмитрий Мареев к этому добавил: "Большой практический уклон и привлечение преподавателей-практиков позволят готовить промышленных дизайнеров, которых ждёт рынок".
Разговор по делу
Нас ежедневно окружают вещи, созданные специалистами в этой области. И промышленный дизайн нередко формирует новый пользовательский опыт. Причём не всегда комфорт эксплуатации стоит на первом месте — не менее важна эмоциональная составляющая. Поэтому специалисту необходимы обширные знания из различных сфер, он должен уметь чувствовать настроения и вскрывать истинные потребности человека. Производственная задача в реальности требует междисциплинарного подхода.
"Не хочу обидеть другие направления в дизайне, но именно наше готовит специалистов, создающих реальные объекты предметного мира, которые служат человеку в сферах комфорта, безопасности, экологичности, — напоминает Андрей Зубов. — Но все наши разработки напрямую зависят от производства. Промышленный дизайнер не может работать "в стол", он должен постоянно реализовывать свои проекты".
По сути — это долгосрочная инвестиция в развитие предприятия, инструмент для создания конкурентоспособного предложения. Но в случае, если всё же найти "своего" специалиста или исполнителя, способного создать коммерчески успешный продукт. Итак, список вариантов для поиска: выставки и конкурсы, профильные факультеты вузов, фриланс-биржи и, конечно, студии промышленного дизайна — сегодня в Петербурге порядка десяти таких компаний. Достаточно ли этого для нарастающего запроса от брендов?
"Если раньше можно было говорить о дефиците специалистов, то сегодня речь идет о кадровом голоде, — считают в REDMOND. — Выпускники ВУЗов, даже самые талантливые, обучаются в полном отрыве от тех задач, в решении которых заинтересован их будущий работодатель". В компании намеренно отказались отдавать на аутсорсинг разработку всех дизайнерских проектов и предпочитают растить и отбирать кадры на стадии обучения.
Любовь Чумохвалова обращает внимание ещё на одну проблему рынка: "В целом разработать можно "условно" любое изделие в рамках квалификации специалистов, но дальше встаёт вопрос постановки в серийное производство. И тут возникает основная проблема с отсутствием на рынке компонентой базы для реализации проектов".
И предусмотреть все возможные сценарии тоже придётся дизайнеру. Но сперва преодолеть недопонимание. "Опасной тенденцией среди работодателей сегодня является искажённое представление о промышленном дизайне. Дизайн – это вовсе не красота, а такая же составляющая продукта как технологии, логистика, реклама и т.д. Затраты на дизайн-проект изделия окупаются полностью", — отмечает Андрей Зубов.
В ENGN.tech продолжают эту мысль: "Главная проблема с которой мы сталкиваемся в процессе работы — отсутствие чёткого понимания конечного результата у заказчика. Капиталовложения в проект также играют значительную роль в успешной реализации: изготовить один прототип нетривиальная задача, даже в рамках ограниченного бюджета, а чтобы наладить технологический процесс необходимо, например, изготовление оснастки, пресс-форм и много другого — для оптимизации работ и снижения себестоимости".
Однако успешный результат может превратить все сложности на этапах создания продукта в интересную и поучительную историю для младших коллег. "Реализованный проект — лучшая награда для промышленного дизайнера, такой проект займёт видное место в портфолио. Но даже здесь взаимодействие с заказчиком не заканчивается. Ведь впереди ещё много работы: конкуренты не дремлют, только что вышедшее устройство надо непрерывно совершенствовать", — резюмирует или, скорее, намекает на продолжение Дмитрий Мареев.