11:3825 апреля 202211:38
769просмотров
11:3825 апреля 2022
Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Разговор в Совфеде
Череда "больших совещаний", стартовавшая на прошлой неделе, продолжается. В Совете Федерации прошло заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики на тему "Стратегические подходы к развитию Северного морского пути". Как заведено, в мероприятии принимали участие представители основных арктических игроков – профильных федеральных органов власти, регионов, корпоративного мира.
Итак, коротко об основных моментах.
Показатели роста. Севморпуть является становым хребтом новой заполярной экономики России. По оценкам "Росатома", в течение 2024 по 2030 годов объём совокупного ВВП, созданного в ходе реализации арктических проектов, осуществляющих логистику через СМП, может достичь 31,5 трлн рублей. В свою очередь, налоговые поступления от них составят порядка 13 трлн рублей. Многообещающие цифры, однако на пути к ним нас ожидает масса препятствий в виде западных санкций и потери рынков.
Читайте также:
Арктика
Арктика за неделю: фантастические перспективы
Экспортный флот. Минвостокразвития подтверждает установку на достижение грузооборота в размере 200 млн тонн к 2030 году, озвученную на прошлой неделе в ходе совещания под председательством Владимира Путина. Для того, чтобы эти планы сбылись, необходимо заказать ещё шесть ледоколов в дополнение к уже строящимся. Следует нарастить и грузовой флот высоких арктических классов, используемый для вывоза экспортных грузов из Заполярья: к 2030 году требуется построить 55 новых транспортных судов. Узким местом тут является перегрузка отечественных верфей, производственные мощности которых должны быть существенно расширены.
Безопасность судоходства. Устойчивая навигация на СМП невозможна без серьёзного увеличения арктической группировки аварийно-спасательных судов. Сейчас их всего восемь, однако для выполнения планов развития Севморпути необходимо 54 таких судна. 16 из них будут построены до 2024 года. Не обошлось без курьёзов: власти Ненецкого автономного округа предложили базировать этот флот на территории региона. Правда, для этого потребуется построить глубоководный порт Индига стоимостью более 300 млрд рублей, что существенно снижает шансы на реализацию этой идеи Нарьян-Мара.
Экспансия СМП. Будучи инфраструктурным оператором Севморпути, "Росатом" выдвинул предложение ввести в документы стратегического планирования правительства РФ понятие "Большой Северный морской путь". По замыслу атомщиков, БСМП мог бы стать своего рода надстройкой над СМП – транспортно-логистической артерией, простирающейся от Мурманска до Владивостока. Это позволило бы решать задачи большой северной логистики комплексно, полагают в "Росатоме". Внедрение данной концепции может встретить непонимание со стороны Минтранса, ведомственные интересы которого явно затрагиваются этой инициативой.
"Урал" сдадут к зиме
Минпромторг сообщает: атомоход "Урал" будет сдан в эксплуатацию до конца этого года. По словам заместителя министра торговли и промышленности РФ Алексея Беспрозванных, к настоящему моменту степень готовности судна составляет 85%.
"Урал" – третий по счёту (и второй серийный) универсальный атомный ледокол современного отечественного проекта 22220. Как и все его "одноклассники", он строится на Балтийском заводе в Петербурге.
Отметим, что строительство "Урала" продвигается не в пример лучше, чем это было в случае с "Арктикой", головным судном проекта. Сдача последнего неоднократно переносилась из-за сложностей со смежниками, а один из гребных электродвигателей "Арктики" сгорел во время пусконаладочных работ в феврале 2020 года. В силу последнего обстоятельства судно проработало несколько месяцев с плановым понижением мощности, пока двигатель не был заменён на Кронштадтском морском заводе. Отрадно, что "детские болезни" проекта, похоже, остались в прошлом.
Перевалка – за рубли
Глава государства подписал закон, вносящий поправки в нормы, регламентирующие работу перевалочных комплексов СПГ. Согласно документу, теперь все взаиморасчёты, связанные с выгрузкой, погрузкой и хранением сжиженного природного газа, произведённого в Арктике, будут осуществляться в рублях.
Это, конечно, далеко не революция в сфере газовой торговли. Но прецедент интересный: до настоящего времени требования государства по переходу на международные расчёты в национальной валюте России касались только трубопроводного газа, поставляемого "Газпромом". Теперь же в орбиту "рублизации" – пока что по самому минимуму – втягивается и сектор СПГ.
Аналитики полагают: это не только попытка вывести из евро-долларовой зоны услуги по перевалке сжиженного газа, но и своего рода "пробный шар". Вполне возможно, за этим решением последует требование производить выплаты в рублях и по СПГ-контрактам.
Ямал консолидирует спасателей
Власти ЯНАО объявили о создании "цифровой модели реагирования" на аварии, которые могут произойти на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Первоочередная задача данной инициативы – максимально повысить оперативность работы спасательных служб.
В основу модели положен принцип интеграции сил и средств, находящихся в ведении разных структур. В регионе действуют как спасслужбы ГО и ЧС, так и соответствующие подразделения, находящиеся на балансе крупных добычных компаний. Объединение усилий позволит не только повысить их эффективность, но и обеспечить немалую экономию на масштабе.
А вообще, тема борьбы с загрязнением природы в результате утечек нефтепродуктов остаётся одной из наиболее болезненных в нашей Арктике. По оценке бывшего министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, выбросы нефти в окружающую среду в России составляют порядка полутора миллионов тонн в год. Подавляющую часть этих выбросов обеспечивают не крупные аварии наподобие нашумевшей в 1990-х Усинской катастрофы, а (относительно) небольшие прорывы и протечки трубопроводов. Если новая модель, запускаемая на Ямале, поможет более оперативно реагировать на подобные эпизоды (или хотя бы выявлять их), это действительно снизит уязвимость заполярных экосистем.