Время "инфоцыган" на рынке бизнес-образования прошло. Теперь будут востребованы жёсткие практики.
Далеко не все готовы с ходу самостоятельно придумать решения для адаптации к новым временам. Но где найти того, кто подскажет правильную стратегию? Логично предположить, что спрос на бизнес–образование в таких условиях должен бурно расти. Однако здесь не всё так просто.
"В марте в разрезе год к году мы наблюдали небольшой спад на долгосрочные программы. Но в это же время запустили актуальные предложения для бизнеса в формате интенсивов. Таким стал курс “Антикризисное управление”, который поможет составить план изменений, сохранить компанию и команду в нестабильное время", — рассказывает Сергей Попков, программный директор Skillbox.
Сейчас у компании есть несколько курсов и программ, которые можно отнести к бизнес–обучению. Основная из них — программа MBA "Лидеры изменений", разработанная совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ.
"Если говорить про отдельные курсы и профессии, которые также могут помочь предпринимателям освоить новые навыки, улучшить текущие, то здесь есть линейка направления “Управление” — она насчитывает 24 долгосрочные комплексные программы по обучению профессиям (от 12 месяцев и больше) и 51 монокурс продолжительностью от 1 до 7 месяцев. Здесь есть как общие программы, без привязки к отрасли, так и нишевые — образование, финансы и бухгалтерия, разработка продукта", — дополняет Попков.
Бизнес–ангел, создатель бизнес–школы "Вверх!" Владимир Маринович считает, что вскоре спрос перераспределится по разным группам:
Наёмные сотрудники начнут задумываться о дополнительном заработке. Конечно, здесь не идёт речь о великих бизнесменах. Эта аудитория уйдёт в самозанятые. Кто–то будет изготавливать торты, кто–то займётся продажей вязаных изделий. И для них встанет вопрос: а как в нынешних условиях продавать? В результате возникнет спрос на элементарные, но очень практические знания: как открыть счёт, как вести маркетинг, как свести доходы и расходы, как обеспечить закупку сырья, что такое воронка продаж".
Вторая аудитория — это уже действующие предприниматели, которые сейчас терпят убытки.
В нынешнем экономическом положении люди будут выбирать более практичное бизнес–образование, согласен Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства Svoboda Agency.
"На первый план выходят тренеры, которые смогут рассказать, как продвигаться в нестандартных условиях, принимать решения, которых требует нынешняя ситуация, и каким образом реагировать на вызовы в целом. То есть разговоры про “успешный успех” будут уходить в прошлое, как и рассказы про какие–то классические модели. Знания, которые нужны “на вырост”, будут заменяться знаниями для работы в существующих реалиях. Наступает время жёстких практиков", — утверждает эксперт.
Чтобы понять, что выбрать — маркетплейсы или розницу, как создать маркетинговую стратегию, как оценить рынок и определить платёжеспособность аудитории, люди будут покупать курсы от ведущих бизнесменов.
"Такие знания дают люди–практики, как Аркадий Пекаревский, создатель Sela, или Андрей Игнатьев, основатель “220 Вольт”. Это уже не университетские знания, а те, которые можно получить от людей, которые создавали свой бизнес методом проб и ошибок. Однако надо отметить, что здесь многое зависит от маркетинга таких спикеров. Есть примеры, когда человек создал крутую и большую компанию, а про него никто не знает. Я знаю ситуации, когда люди создавали что–то совершенно мизерное, но они настолько хорошо упаковали собственный бренд, что за их лекции отдают бешеные деньги. Поэтому многие крупные бизнесмены начали интересоваться бизнес–образованием. Алексей Фурсов, например, запускал собственный проект", — рассказывает Маринович.
При этом стоимость бизнес–образования всё равно остаётся привязанной к спросу, как и везде на рынке. Она начнёт увеличиваться, когда появится больше людей, ищущих практические знания, а не мотивацию. Однако это вовсе не значит, что всё станет очень дорого.
"Например, создатель одной из крупнейших сетей магазинов одежды в России берёт 25 тыс. рублей за час консультации. Это не космическая цифра. Создатель одной DIY–сети за час берёт 15 тыс. рублей. Один из крупнейших производителей по бережливому производству и создатель крупной инжиниринговой компании берёт 20 тыс. рублей", — подчёркивает эксперт.