"ДП" изучил данные "Авто.ру" о спросе на легковые автомобили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за январь-апрель 2022 года. Из числа новых — самой популярной моделью в городе за это время стала Lada Vesta. А самой востребованной машиной с пробегом — Ford Focus.
При этом начиная с декабря 2021 года и до марта 2022-го цены на 30 самых продаваемых легковых автомобилей в городе выросли в среднем на 40%.
Ближе к миллиону
Статистика подсчитана по числу просмотров объявлений о продаже автомобилей. Так, среди новых машин на первом месте — Lada Vesta. "Номера объявлений о продаже этой машины петербуржцы и жители Ленобласти просматривали чаще всего", — рассказали в "Авто.ру". На втором месте — кроссовер Hyundai Creta. Далее в списке популярных следуют Lada Granta и Hyundai Solaris, KIA Rio — на пятом месте.
Самым популярным автомобилем с пробегом в обоих регионах стал Ford Focus третьего поколения. На втором месте — Hyundai Solaris, за которым следует KIA Rio.
В числе премиальных брендов в топ-10 по просмотрам попали BMW 5-й серии (6-е место), Mercedes Benz E-класса (7-е место) и BMW 3-й серии (8-е место).
На пике роста
Отметим, что цены абсолютно на все легковые автомобили с начала года значительно выросли.
Так, лидер рейтинга новых авто Lada Vesta ещё в январе 2021 года стоила 851 тыс. рублей, а к декабрю её цена впервые перешагнула порог 1 млн, подсчитали в "Авто.ру". После небольшого снижения в январе, в феврале 2022-го модель снова вернулась к цене 1 млн рублей за автомобиль. А к марту и вовсе перепрыгнула за 1,5 млн рублей. По итогу рост цены на этот автомобиль к декабрю 2021 года составил 52%.
Кроссовер Hyundai Creta начали собирать на петербургском заводе ХММР только летом 2021 года, поэтому данных о его стоимости на начало прошлого года нет. Но и по более поздним данным, цена на него выросла значительно. Если в минувшем декабре цена на этот кроссовер составляла 1,49 млн рублей, то в марте она перевалила за 2,1 млн (+44% к декабрю 2021-го).
В свою очередь, популярная также Lada Granta (2018 года выпуска и позднее) на начало прошлого года в среднем стоила 587 тыс. рублей. К концу 2021-го её цена выросла до 727,7 тыс., а к марту 2022-го — до 1,08 млн, прибавив 49% за этот период.
Цена Hyundai Solaris (2020 г.в. и позднее) петербургской сборки в январе 2021-го составляла 948,7 тыс. рублей. К концу года она превысила 1,1 млн, а к марту 2022-го приблизилась к 1,65 млн рублей (+46% с декабря 2021-го).
Отметим динамику цен ещё на одну популярную модель — KIA Rio. Её также выпускает петербургский завод ХММР. В январе 2021 года автомобиль стоил 1,07 млн, в декабре — 1,3 млн. В феврале 2022-го цена немного снизилась (до 1,24 млн рублей), а в марте подскочила до 1,9 млн (+45% к минувшему декабрю).
В первую десятку по популярности в Петербурге также вошёл Volkswagen Polo в возрасте до 2 лет, рост средней цены с начала декабря на него составил 29%, до 1,86 млн рублей. Внедорожник Renault Duster (2020 г.в. и моложе) прибавил 62%, до 2,33 млн, седан KIA Seltos (2019 года и позже) — 35%, до 2,53 млн рублей.
Почти в полтора раза — на 47% — с декабря по март выросла стоимость VW Tiguan в возрасте до 2 лет, средняя цена на него теперь составляет 4,33 млн рублей. А популярный кроссовер Misubishi Outlander прибавил 38%: в марте он в среднем стоил 3,27 млн рублей.
Рекордный рост в топ-30 продемонстрировал седан Toyota Camry, который в декабре можно было приобрести за 2,76 млн рублей, а к марту — уже за 5 млн (+82%). В свою очередь, внедорожник Toyota RAV4 (2018 г.в. и позже) прибавил 79% и в марте достиг 4,79 млн рублей.
Итог для легковых автомобилей класса повыше получился следующим. Mercedes E-class в возрасте до 3 лет в марте стоил 10,72 млн рублей (+94%), VW Touareg — 11,6 млн (+60%).
Минувший март стал пиковым по стоимости машин, но провальным по количеству их продаж. Так, по подсчётам ассоциации "Автомобильные дилеры России" (РОАД) и группы компаний "Прагматика", в этом месяце индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах Санкт-Петербурга сократился на 140% по сравнению с февралём. Показатель хуже этого за последние 5 лет наблюдений был только в апреле 2020-го. Но тогда из-за введённого в стране "коронакризисного локдауна" дилерские центры города и вовсе были закрыты.
Самое ощутимое влияние оказало повышение кредитных ставок (вслед за ростом ключевой ставки ЦБ до 20%), что отразилось на сокращении сделок более чем вдвое. Кроме того, сказалась и высокая база февраля, когда покупатели старались приобрести машины по прежним ценам. Значительное влияние оказал и рост цен на машины, как и приостановка поставок премиальных брендов, а также конвейеров российских автозаводов.
Апрельские перемены
Второй месяц весны принёс авторетейлу некоторые перемены. После пикового марта в апреле цены на легковые автомобили всё же несколько снизились. Так, средняя цена Lada Vesta составила 1,38 млн рублей (+37% к декабрю 2021-го), Hyundai Creta — 2,09 млн (+39%), Lada Granta — 926 тыс. рублей (+27%). В свою очередь, среднее предложение на Hyundai Solaris составило 1,64 млн (+45%), а на KIA Rio — 1,75 млн (+34%).