Начать непосредственное строительство частного трамвая из Купчино в Славянку планируют уже летом, несмотря на экономический кризис.
Концессионер трамвайной линии "Славянка" по маршруту Купчино — Шушары — Славянка завершил разработку проектной документации, сообщили "ДП" в компании "БалтНедвижСервис". После того как её согласуют городские власти, концессионер будет выходить на государственную экспертизу.
"Стройку планируем начать уже летом. В два этапа предстоит проложить 21 км путей, построить 4 путепровода и 3 моста общей длиной в 3 километра, приобрести 22 современных трамвая, — рассказал генеральный директор "БалтНедвижСервис" Дмитрий Панкратов. — Практически всё, что необходимо для проекта, производится в России и дружественных странах. Инвестиции в создание такого инфраструктурного объекта действительно дадут внушительный мультипликативный эффект".
По его словам, только на стройплощадке будут заняты 1500 человек. Также будут загружены работой смежные отрасли: производство стройматериалов, электроники, металлообработка, транспортное и энергетическое машиностроение, ИТ-компании. В том числе это высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью.
Вопрос с инвестициями в проект, по данным "ДП", пока не закрыт. По мнению Дениса Качкина, руководителя практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро "Качкин и партнеры", скачок ключевой ставки не должен оказать негативного влияния на проект.
"В отношении трамвайного проекта "Славянка" не случилось финансовое закрытие, он находится на прединвестиционной стадии. До выборки кредитных средств ещё многое предстоит сделать, я не вижу причин для негативного влияния на него", — считает эксперт.
Наибольшие проблемы, по его словам, возникли у проектов, находящихся в инвестиционной стадии, прежде всего на этапе финансового закрытия. "Их немного, но все они стали заложниками изменившейся макроэкономической ситуации — проекты структурированы исходя из ставок 9-12 % годовых, недоступных на данный момент. В отношении новых проектов всё чуть лучше. Конечно, никто всерьёз не рассматривает привлечение финансирования даже по действующей коммерческой ставке (при ключевой в 14% коммерческая ставка составит 17–18 годовых)", — говорит Денис Качкин.
Как отмечает эксперт, в основном их клиентами сегодня рассматриваются суррогатные способы финансирования, при которых часть или весь размер ключевой ставки возмещается за счёт различных механизмов господдержки.
С нами Дом
По словам Дмитрия Панкратова, федеральный центр сегодня предоставляет целую линейку инструментов по стимулированию инфраструктурных проектов. Это и программы льготного кредитования от Внешэкономбанка и "Дом.рф", и инфраструктурные кредиты для региональных бюджетов.
"На днях Госдума освободила регионы от погашения задолженности по бюджетным кредитам в этом году. Это ещё больше расширяет возможности субъектов Российской Федерации по финансированию крупных проектов. Для нас важно сегодня, чтобы эти меры были направлены не только на перспективные проекты, но и на те, которые уже запущены. Соответствующее предложение от участников рынка направлено в правительство России", — прокомментировал "ДП" Панкратов.
Как ранее писал "ДП", реализовывать проект трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка, намерены как раз с помощью средств "Дом.рф". Для этого планируется выпустить облигаций почти на 15 млрд рублей.
"Сразу по нескольким проектам, где мы выступаем в качестве консультанта, сейчас рассматривается привлечение средств "Дом.рф" по льготной ставке 4%. Инструмент весьма привлекательный, набирающий обороты. В отличие от достаточно громоздкой и дорогой Фабрики проектного финансирования (ВЭБ.РФ) данный механизм демократичен и эффективен", — считает Денис Качкин.
Руководитель направления инфраструктурных облигаций "Дом.рф" Александр Кулаков в ходе круглого стола "Стабилизация реализации инфраструктурных проектов ГЧП в новых экономических условиях. Создание условий для расширения инвестиций", прошедшего в апреле в Москве, заявлял, что льготных денег на все коммерческие проекты не хватит. "Но проекты социальные, значимые для регионов, мы будем рассматривать и активно по ним работать. Видим большое будущее и постараемся сделать от себя всё возможное для одобрения проектов", — сказал Кулаков.
Он также отметил совместную работу с Минстроем РФ по внесению изменений в законодательство, предусматривающих увеличение перечня проектов, которые могут быть обеспечены за счёт механизма "Дом.рф", а также предоставляющих возможность совместно работать с другими банками в качестве равных старших партнёров.
Курс на снижение
"Трамвайная линия "Славянка" создаётся по схеме государственно-частного партнёрства с привлечением заёмных денег. Если динамика по снижению ключевой ставки будет наблюдаться в течение года, то февральский скачок этого показателя не окажет критического влияния на проект", — прокомментировал Дмитрий Панкратов недавнее снижение ключевой ставки до 14%.
Как говорит генеральный директор инвестиционной группы "РВМ Капитал" Феликс Блинов, ситуация с ключевой ставкой оказалась шоковой, но непродолжительной: ставка постепенно снижается.
"И в целом, среднесрочный прогноз Банка России выглядит достаточно оптимистично (на фоне событий месячной давности). Стоит ожидать, что до конца года будут ещё снижения ключевой ставки. Такая динамика поддержит сферу ГЧП-проектов. Безусловно, будет сокращение их числа. Стоит ожидать, что сроки по ещё не начатым будут сдвинуты. И это будет происходить как по инициативе концедентов, так и по инициативе концессионеров. В целом по году рынок может сократиться на десятки процентов. Но всё же в стране уже есть определённый сегмент достаточно крепких и опытных концессионеров, которые продолжат работать. Всё это позволяет нам говорить о том, что рынок ГЧП, пусть и с потерями, но переживет эти сложные времена", — считает Блинов.
По его мнению, государству сегодня крайне важно не потерять тех частных инвесторов, которые по-прежнему готовы инвестировать в проекты в формате ГЧП. Учитывая, что их кредитуют преимущественно государственные банки, возможно, имеет смысл субсидировать ставки кредитования по аналогии с ипотекой. Ещё один важный момент — это параметры самого проекта. Возможно, для его успешной реализации стоит сократить расходы, пересмотрев объемы, требования и прочее.
Напомним, компания "БалтНедвижСервис", выступающая концессионером проекта "Славянка", на 90% принадлежит ГК "АБЗ-1" миллиардера Владимира Калинина (№171 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021), на 10% — Газпромбанку. Трамвайную линию, которая обеспечит транспортную доступность не только существующих жилых массивов, но и нескольких миллионов квадратных метров, которые будут построены в ближайшее время, в том числе в составе нового кампуса СПбГУ в Пушкинском районе, планируется полностью построить к концу 2024 года.