У сервисов каршеринга и такси заметно выросли затраты на обслуживание парка. Уже ощущается и дефицит иномарок. Это может привести к банкротству небольших компаний и увеличению количества сделок M&A.
Пока игроки рынка ждут поставок иностранных автомобилей по действующим лизинговым договорам. Но готовятся к тому, что в будущем, вероятно, придётся перейти на отечественные марки или закупать автомобили в Китае. Власти как на федеральном, так и на региональном уровне пытаются помочь минимизировать потери. В Госдуму внесли законопроект Минэкономразвития о досрочном выкупе у лизингодателя имущества в случае повышения платежей. В Москве выделили 450 млн рублей на реализацию программы дополнительной поддержки таксомоторных компаний и операторов каршеринга. Петербург подобными инициативами пока не отметился.
Долго и дорого
За последнее время цены на масла и шины выросли уже практически вдвое. Кузовные детали мало того, что стоят дороже, так теперь их приходится специально заказывать и очень долго ждать. Кроме того, сервисы вынуждены искать новых поставщиков и перестраивать цепочки поставок.
Аналитики "Тинькофф страхование" составили рейтинг автопроизводителей — лидеров роста цен на запчасти, опираясь на их стоимость при кузовном ремонте в феврале–апреле. Возглавил список Ford: стоимость запчастей этой марки на российском рынке выросла на 83%. На втором месте оказалась Subaru (+48%), незначительно отстал Mercedes–Benz (+44%). В среднем рост цен на комплектующие составил 31%.
До недавнего времени ввозить в страну оригинальные автозапчасти без разрешения автопроизводителей было запрещено. Теперь федеральные власти разрешили параллельный импорт. Согласно постановлению правительства без разрешения производителей можно ввозить в страну комплектующие почти 40 автобрендов (включая Toyota, Volkswagen, Skoda, Renault и др.), а также крупных производителей автозапчастей (таких как Bosch, Mahle и Wabco).
Впрочем, как полагают некоторые авторетейлеры, параллельный импорт будет дороже поставок официальных дистрибьюторов, ведь осуществлять их будут не дистрибьюторы напрямую, а посредники.
По оценкам аналитического агентства "Автостат", рынок услуг авторемонта в России рос на протяжении последних лет. В 2018–м аналитики агентства оценивали его в 300 млрд рублей, в 2019–м — в 642 млрд, а по итогам 2021–го — в 680 млрд рублей. В свою очередь, рынок запчастей для эксплуатируемых авто в стране по итогам 2021–го в "Автостате" оценивают в 2 трлн рублей (по сравнению с 1,6 трлн годом ранее).
Не до изысков
Пока сервисы каршеринга выводят на линии новые автомобили, которые удалось приобрести в лизинг ранее. Парк "Ситидрайв" в Петербурге насчитывает около 3 тыс. машин. В компании рассказали, что продолжают его расширять и ожидают поставок по новым лизинговым договорам. До конца мая появится 170 новых Renault Arkana и Kaptur. В "Ситидрайв" самый новый автопарк, следовательно, в ближайшие несколько лет автомобили не будут выводиться с линии. Однако не всем компаниям так же повезло.
В пресс–службе "Такси 068" отмечают, что дефицит новых автомобилей возник задолго до февральских событий и заявлений об уходе автопроизводителей с российского рынка. В 2020 году в планы по обновлению и увеличению парка компании вмешалась пандемия. Купить автомобили в подходящих для такси конфигурациях и нужных объёмах было невозможно.
"В 2021 году мы смогли обновить немногим больше 10% парка вместо трети. Рынок был в ожидании скорого разрешения кризиса, все ждали возобновления поставок машин. Единственное текущее изменение ситуации — мы перестали ждать возобновления отгрузки привычных нам марок и адаптируем работу парка к новым условиям", — добавляют в компании.
Эксперты и игроки рынка предупреждают, что срок эксплуатации автомобилей сервисами такси и каршеринга будет неминуемо увеличиваться. В том же "Такси 068" раньше поддерживали средний возраст автомобиля в районе полутора лет. Сейчас параметры вынужденно меняются.
Генеральный директор "Таксовичкоф" Максим Фёдоров отмечает, что постепенно возникает тенденция на снижение года допуска автомобиля. Но тут важно учитывать техническое состояние каждого автомобиля. Из–за роста цен будет увеличиваться доля отечественных автомобилей.
"Мы со своей стороны расширили действующую отечественную линейку. До этого была только Lada Vesta, теперь появилась и Lada Granta", — уточняет Фёдоров.
По данным вице–президента по развитию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Татьяны Никифорович, каршеринги рассматривают и китайские бренды для будущих обновлений. Но пока обновление идёт невысокими темпами. Оживление ожидается, когда учётная ставка опустится ниже 10%.
В лизинговой компании "Европлан" рассказали, что некий запас автомобилей есть, но точно его оценить сложно. На рынке будут появляться различные варианты. Сейчас компания уже предлагает таксопаркам автомобили с пробегом, которые стоят дешевле. Сервисы каршеринга ранее использовали только новые автомобили, но в нынешней ситуации вполне могут рассматривать и другие варианты.