В то время, когда большинство товаров и услуг дорожают ускоренными темпами, в отдельно взятом рыночном сегменте наметилось заметное снижение цен. Речь идёт о подержанных автомобилях. На фоне обрушения авторынка дилеры пытаются заработать хоть что-то.
Cредняя стоимость автомобилей с пробегом в автосалонах Петербурга с марта по май сократилась на 15%, подсчитали в ГК "Прагматика". Если в начале весны она составляла 1,1 млн рублей, то к концу опустилась ниже 1 млн. Это произошло как за счёт увеличения доли бюджетного сегмента в продажах автодилеров, так и за счёт непосредственного снижения цен на конкретные модели, пояснили "Деловому Петербургу" в компании.
Среди основных причин снижения цен "Прагматика" называет падение спроса и желание дилеров увеличить свои обороты. В свою очередь, спрос снизился в том числе из-за высоких процентных ставок по кредитам в начале весны.
"Покупательская активность заметно сместилась в сегмент автомобилей до 1 млн рублей — в мае на такие сделки приходилось 80% всего спроса. Клиенты отказываются от покупки более дорогих машин, в том числе из-за высокой стоимости обслуживания или необходимости оплачивать более дорогие кредиты", — отметил руководитель направления "Автомобили с пробегом" ГК "Прагматика" Александр Сурков.
Эти данные подтверждает ещё один петербургский автодилер — "Автопремиум". "В IV квартале прошлого года и I квартале этого подержанные машины выкупали по более высоким ценам", — отмечает директор ГК "Автопремиум" Алексей Николаев. По его словам, продажи, несмотря на это, не растут. "Как с марта упали — так и всё", — сетует глава компании.
По общероссийским данным "Автостата", в мае цены на б/у автомобили снизились на 3,1% по сравнению с апрелем, а до этого росли. Как отмечают эксперты агентства, многие автовладельцы в марте-апреле воздерживались от продажи своих машин из-за неопределённости на рынке. Но в автосалонах ситуация несколько иная — они реализовывали запасы, накопленные преимущественно за предыдущий период. Кроме того, это были автомобили, приобретённые по ценам заведомо ниже рыночных. Тем не менее тренд на снижение цен перекинулся и на весь рынок автомобильного секонд-хенда в целом. По данным CM.Expert, цены в классифайдах по Петербургу снизились на 4,3% с марта по май.
Общую инфляцию с начала января по начало июня Росстат оценивает в 11,8%. При этом новые автомобили, как сообщал представитель Страхового дома ВСК, подорожали на 40%.
В условиях резкого роста цен на новые автомобили и ухода с российского рынка ряда иностранных брендов автодилеры готовятся к тому, что сегмент подержанных машин будет занимать всё более значимую часть их бизнеса. "Вторичный рынок мы смотрим внимательно, потому что новые машины на складах заканчиваются и к осени закончатся. Останется только б/у рынок", — говорит Алексей Николаев.
Если российский рынок новых машин за первые 4 месяца 2022 года упал на 43% (по данным Ассоциации европейского бизнеса в России), то вторичный рынок потерял лишь 17%, сообщал "Автостат". Причём если первый продолжает падать, то на втором видны признаки оживления. "Если изучить динамику рынка в первом полугодии 2022 года, заметно, что объём предложения в последние месяцы начинает возрастать: так, в мае количество объявлений о продаже авто с пробегом в Санкт-Петербурге увеличилось на 12,1% по сравнению с апрелем, в свою очередь в апреле динамика также была положительной по сравнению с мартом. Покупательский интерес к автомобилям с пробегом на "Авито Авто" в Санкт-Петербурге в мае увеличился на 7,3% по сравнению с апрелем", — сообщили "ДП" в "Авито Авто".
Представитель дилерской группы Wagner в начале июня говорил, что в городах-миллионниках автодилеры займут до 50% вторничного рынка. Сейчас в Петербурге на автосалоны, по данным CM.Expert, приходится около трети продаж подержанных машин.