О том, как глобальная пересборка мировой экономики открывает возможности для международного сотрудничества, во что трансформируется миссия Петербурга как "окна в Европу" и какую роль в этих процессах играют выставки и конгрессы, "ДП" поговорил с генеральным директором компании "Экспофорум-Интернэшнл" Сергеем Воронковым.
Последние 2 года всем было как–то не до выставок, а стоило отступить коронавирусу, как появились новые сложности и проблемы. Как конгрессно–выставочная отрасль переживает всё это?
— В целом 2021–й был годом восстановления. В 2020–м был коллапс с неопределёнными перспективами, но к его концу мы как–то выбрались из–под аппарата искусственного дыхания. Началась реабилитация. Но по выручке и прибыли все упали на 40–50% по сравнению с 2019 годом. Примерно то же самое — по количеству участников и посетителей мероприятий. Чуть меньше снизилось количество самих мероприятий, процентов на двадцать. С рынка ушли около 5% компаний, то есть примерно 140 некрупных компаний. Основные игроки всё равно остались, продолжают работать.
А если говорить конкретно об "Экспофоруме"?
— Мы думали, что будем весь год проводить мероприятия с ограничениями, но были к этому готовы. Все технологии были уже отработаны, мы понимали, что и как делать. Собирались принимать в Петербурге пять мировых конгрессов: математики, мировой энергетический конгресс и конференцию ООН по толерантности, саммит Россия — Африка, два медицинских. Мы работали на это предыдущие 4–5 лет. Как только ввели Конгрессный центр, сразу стали везде заявляться. И выиграли порядка 10 мировых конгрессов до 2028 года. Но теперь они все ушли, отменены даже международные мероприятия на 2023–2024 годы.
Читайте также:
Рейтинги ДП
"ДП" Лица. Золотой фонд — 2022
В целом по индустрии мероприятий стало меньше процентов на шестьдесят. Но свой календарь мы стараемся выдерживать. И планируем, что в этом году в "Экспофоруме" пройдёт около 120 мероприятий. Так что если 2021 год был периодом восстановления, то 2022–й, очевидно, станет периодом перестройки и переформатирования. И это уже вторая волна. В первую из–за пандемии родилось понятие омниканального формата, совмещения онлайна и офлайна. Теперь международная обстановка диктует принципиально другой подход в части тематик, кооперационных связей, географии…
Насколько "поворот на Восток", о котором все говорят, удобен и перспективен для конгрессно–выставочной отрасли?
— Он неизбежен. Поэтому и удобен, и перспективен. Если у вас одна пара сапог, то в них лучше ходить, чем босиком. И они очень удобны. Впрочем, всё было очевидно, уже когда были введены первые санкции в 2015 году. Конечно, мы не могли предсказать всех деталей, но было ясно, что назад дороги нет. Это была новая Россия с новой повесткой. Так что мы ещё тогда создали вместе с СПбГЭУ и Китайским обществом российско–китайский деловой центр, который провёл уже около 600 мероприятий. Стали сотрудничать с Национальным комитетом содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки. Латиноамериканская тема развивалась немного скромнее, но тем не менее приезжали делегации, проводились мероприятия. То же самое с Ближним Востоком. В ноябре у нас состоится форум "Российский промышленник". Мы туда приглашаем коллективную экспозицию Ирана.
Понятно, что с учётом специализации регионов это разные интересы, разные контракты и разные потоки грузов. Китай — мировая фабрика, так что они заинтересованы в наших высоких технологиях и энергоресурсах. Ближний Восток — вооружения и технологии для энергетического сектора. Выстраивается новое международное разделение труда. Плюс ЕврАзЭС — это тоже перспективный рынок. И объединение БРИКС никто не отменял.
Не надо забывать, что ещё есть Индия. Которая считается самодостаточным регионом — это примерно 300 млн человек. Так что если мы говорим про связку Россия — Индия — Китай, то это уже абсолютно самодостаточный регион. Там не 300 млн, а под 2 млрд человек. Есть технологии, рабочие руки, мозги, ресурсы. Другой вопрос, что это серьёзные, глобальные перемены. Процесс, который будет идти десятилетия и довольно небыстро. Конечно, ключевой историей тут является импортозамещение и удовлетворение внутреннего спроса. Надо производить самим всё, что мы можем производить, и всё, что рентабельно с точки зрения масштаба.
Именно выставки и конгрессы являются уникальным инструментом для этой пересборки мира. Потому что там вы можете совершить такое количество встреч, получить такое количество знаний, нового понимания, которое за год не обеспечите. Так что мы в эпицентре. Сентябрьский Газовый форум, ноябрьский "Российский промышленник", Морской конгресс в октябре — это будут первые мероприятия, на которых мы будем нащупывать свою полезность и востребованность. А компании будут понимать, как более эффективно пользоваться выставками.
Вы упомянули импортозамещение. К этой теме многие относятся с иронией и даже сарказмом. Могут ли выставки переломить это отношение?
— Собственно говоря, у нас весь "Российский промышленник" будет посвящён импортозамещению. На Газовом форуме у нас самая крупная экспозиция — это именно импортозамещение. Причём она там уже седьмой год, на ней представлено более 300 компаний. Совместные разработки энергетического сектора, военной промышленности и так далее. Что касается ироничного отношения… Те, у кого есть понимание и компетенции, как обеспечить импортозамещение, они подходят практически. Говорят: нам не хватает конкретных комплектующих или каких–то ингредиентов, мы думаем, как с этим быть. Потому что у них налажено производство, они понимают рынок. Ну а те, кто сидел на дилерских схемах либо осуществлял какую–то сборку полностью из импортных комплектующих, — они, наверное, с сарказмом относятся.
Есть ощущение, что привычный для Петербурга статус окна в Европу в нынешних условиях из преимущества превращается в слабость. Что с этим делать?
— Никто не отменял ни Северный морской путь, ни трансграничные коридоры из Азии в Европу через Россию. Поэтому Петербург как столица водной логистики никуда не ушёл. И актуальность будет только повышаться. В том числе и как окна в Европу. Потому что Европа ведь тоже никуда не денется. Всё равно вернётся. Кроме того, не всё основано на транспортной логистике. У Петербурга достаточно компетенций, чтобы занять свою нишу с точки зрения и российского, и международного разделения труда. У нас есть фармация, автомобилестроение, судостроение, энергомашиностроение, медицинское приборостроение — порядка 20 отраслей. По каждой из которых, кстати, у нас мероприятие № 1 в стране. Показывать их — наша задача.
Если уж придумывать какой–то новый слоган для Петербурга, то это может быть "Мировой портал общения". В петровские времена такая была экзистенциальная задача: выживание России, доступ к морям, расширение северных границ. А сейчас конкуренция идёт за коммуникационное поле. У нас экономика внимания, все борются за вовлечение людей, за количество контактов. Петербургу надо все программы развития выстраивать от этого. Это касается и подготовки кадров, и гражданского общества, и корпоративных программ, и ивентов, которые мы проводим. И тогда, например, во время проведения какого–нибудь спортивного чемпионата первоочередным становится не само зрелище, а то, что происходит вокруг него. Фан–зона, клубные встречи, соревнования болельщиков и так далее.
Концепция портала общения — как линза — куда ни приложи, всё можно разглядеть. Здесь и туризм, и IT, и медиа, и культура, что ни возьми. Был вектор "окно в Европу", на нём Петербург триста с лишним лет существовал. Сейчас должна начинаться новая история.