Несмотря на падение выпуска легковых автомобилей более чем вдвое, в целом промышленность Петербурга демонстрирует рост.
По данным Петростата, за 5 месяцев 2022 года выпуск легковых автомобилей в Санкт–Петербурге составил только 46,8% от объёма января–мая 2021–го. В городе также значительно — на 35% — сократился объём услуг по ремонту и монтажу машин и оборудования. Очевидная причина этого в том, что все три автозавода — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейеры в марте, сославшись на проблемы с поставками комплектующих.
Однако в целом индекс промышленного производства (ИПП) города за этот период остался в плюсе и вырос на 5,6% (на 2,4% в соседней Ленинградской области). Если говорить только про май, ИПП Петербурга снизился на 4,3% по сравнению с маем–2021, но увеличился по сравнению с апрелем 2022–го на 4,1%.
Таким образом, автопром пока не оказал сильного влияния на статистику промпроизводства Санкт–Петербурга. По сути, его вклад уже заменяют другие обрабатывающие отрасли. Отметим, что, по официальным данным, в 2021 году обрабатывающие предприятия Петербурга отгрузили продукции на 3,177 трлн рублей (+37,5% к 2020–му). В том числе объём отгрузки местных автозаводов вырос на 27,7% по сравнению с 2020–м и в денежном выражении составил 532,2 млрд. Таким образом, вклад этой отрасли в промпроизводство города можно оценить в 17%.
В штуках же в Санкт–Петербурге было произведено 368,2 тыс. легковых автомобилей, по данным Петростата. В 2022 году ситуация начала меняться. Итоги по отгрузке за январь–май ещё не опубликованы, впрочем, общую тенденцию можно увидеть и по результатам января–апреля. За эти 4 месяца обрабатывающие предприятия Петербурга отгрузили продукции на 1,266 трлн рублей, в том числе автопром — на 116,3 млрд (на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Таким образом, вклад автомобильной промышленности составил только 9% (и то за счёт машин, сошедших с конвейера в начале года).
При этом некоторые другие отрасли значительно нарастили выпуск продукции. По данным статистики, настоящий рывок в январе–мае совершили петербургские производители бумаги (в 1,8 раза), кожи и изделий из неё (тоже в 1,8 раза), текстильных (+47%), резиновых и пластмассовых изделий (+36%), металлургии (+30%), производители пищевых продуктов (+26%), мебели (+25%) и лекарственных средств (+19%).
Промышленность (как Санкт–Петербурга, так и Ленобласти), в отличие от других секторов экономики, проходит текущий кризис относительно безболезненно, отмечает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал".
“
"Страдают отрасли, которые явным образом подпали под санкции, то есть в первую очередь это автомобилестроение. Падение на 53% точно указывает на проблему. В то же время товарооборот через порты Санкт–Петербурга также снизился более чем на 50%, хоть этот показатель и не относится напрямую к промпроизводству", — указывает он.
По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе проблема промышленности региона заключается в иностранном оборудовании. "Пока оно работает стабильно и не требует комплектующих, промпроизводство держится на стабильном уровне. Но стоит естественному износу проявить себя — и производство начнёт сокращаться", — поясняет Артём Тузов.
С учётом того, что выпуск различного вида оборудования в городе не демонстрирует прироста, это может означать, что предприятия пока не заменяют массово иностранное оборудование на местное, добавляет он.
Отметим, что ИПП России в январе–мае составил 102,8%, что ниже петербургских показателей. При этом в мае федеральный ИПП снизился на 1,7% к маю прошлого года, говорится в материалах Росстата. Критичное падение зафиксировали в автопроме, который сократил объёмы производства на 34,8%. А если говорить про май, в федеральном разрезе более всего сократилось также автомобилестроение (–66%), выпуск табачных изделий (–22,7%) и электрического оборудования (–12,7%).