Европа переживает период острой политической турбулентности. Волну отставок в правительствах запустила Великобритания, изменения во власти также произойдут ещё как минимум в трёх странах ЕС. О том, насколько эти события связаны с экономическим кризисом из-за Украины и могут ли они повлиять на отношения России и Запада, — в материале "ДП".
В июле вслед за британским премьером Борисом Джонсоном сложить полномочия решили главы правительств Италии, Болгарии и Эстонии.
Джонсон оставил кабинет на Даунинг-стрит после того, как на фоне многочисленных скандалов окончательно утратил поддержку истеблишмента консервативной партии. Его вынудили уйти в отставку собственные коллеги, когда за один день уволились более 50 членов правительства.
Один из самых непопулярных в России западных политиков попрощался фразой из "Терминатора" и удостоился весьма холодных отзывов в британской и мировой прессе. В Кремле на отставку отреагировали словами "мы его тоже не любим".
Передовицы британских СМИ.
Смена фронтмена
Кардинальных изменений в британском правительстве ждать не стоит: партия власти сохранит позиции, а новым премьером станет представитель нынешнего кабинета министров, отмечают опрошенные "ДП" политологи.
"Начиная с голосования по "Брекситу" в Соединённом королевстве начался период нестабильности. Предшественнице Джонсона Терезе Мэй тоже не удалось добиться длительного существования своего кабинета. Джонсона погубили бесконечные скандалы и утрата доверия элит. Его отставка скорее не связана с кризисом на Украине, ведь он весьма удачно отвлекал внимание избирателей своей международной активностью. Он переключал внимание прессы и критиков на Украину", – комментирует советник директора РИСИ Дмитрий Буневич.
По его словам, благодаря внешней активности Джонсону удавалось в том числе скрывать пробуксовку проекта "Глобальная Британия", но общий негативный фон вокруг премьера вынудил британский истеблишмент пойти на крайние меры. Новым главой правительства станет министр иностранных дел Лиз Трасс или экс-канцлер Казначейства Риши Сунак.
Между тем в Италии назначили дату досрочных парламентских выборов: они пройдут в конце сентября. Премьер-министр Марио Драги за неделю успел дважды подать в отставку. Он объяснил решение расколом в правящей коалиции. Первое прошение президент страны отклонил, второе принял, но попросил Драги пока остаться на посту в качестве врио.
"Для Италии правительственный кризис — это характерная черта послевоенной политической системы, кабинеты министров регулярно оказываются шаткими и неустойчивыми… Средний срок жизни итальянского правительства не превышает года с небольшим обычно, а долгие правительства — это исключение", — говорит о политической жизни Апеннинского полуострова Дмитрий Буневич.
Политолог Дмитрий Солонников отмечает, что выборы в парламент Италии могут преподнести сюрприз, хотя пока давать оценки рано.
"Будет ли изменение политической конфигурации в Италии, покажут результаты выборов, а до них ещё 2 месяца. Нужно смотреть, что приготовили "Движение пять звёзд", "Лига Севера" и другие партии. Все рассчитывают на победу, поэтому и развалили коалицию Марио Драги, а чьи шансы предпочтительнее, сказать сложно", – объяснил собеседник "ДП".
Марио Драги
Премьер-министр Болгарии Кирил Петков также уходит в отставку, при этом попытки сформировать правительство при том же составе парламента продолжаются. Новым лидером коалиции может стать Социалистическая партия, но сценарий досрочных выборов также не исключён.
Как и в Италии, в Болгарии часто происходят досрочные выборы, устойчивого парламентского большинства и правительства в стране нет, отмечают политологи.
Ещё один сложивший полномочия премьер – глава правительства Эстонии Кая Каллас — очень быстро вернулась на свой пост. Она уже собрала новый кабинет министров, в правящую коалицию вошли три партии вместо двух. О значительных изменениях в политике страны в результате нынешних перестановок говорить не приходится, а влияние Эстонии на общеевропейскую повестку остаётся минимальным.
Осень покажет
"Прямой связи между всеми этими отставками и кризисом из-за событий на Украине я не вижу. Это всё парламентские режимы, где существуют коалиционные правительства. Для них в той или иной степени такие правительственные кризисы, распады коалиций, являются скорее нормой, чем исключением. Смена правительств в ЕС — это рутинный процесс. По-другому система устроена разве что во Франции, где сильная президентская власть. Даже в Германии отставки правительства – это вовсе не сенсация, хотя за время правления Меркель мы от этого и отвыкли", — говорит Дмитрий Буневич.
Политолог Алексей Мартынов считает череду отставок следствием общеевропейского кризиса, но также не видит их связи с событиями на Украине.
"Это следствие системного кризиса в Европе. События на Украине и санкции — только один из факторов, ошибки на выходе из пандемии, неумелое регулирование рынка энергоносителей — всё это сказалось. Разные страны ЕС со всем этим по-разному не справляются, в итоге мы видим попытки прикрыть ошибки эскалацией отношений с РФ. Свою кризисную чащу они испьют до дна, осенью и зимой можно волне ожидать отставок и в других странах", — указывает политолог.
Энергетический кризис в Европе начнёт набирать обороты осенью, так что ближе к концу года политическое напряжение в Европе заметно вырастет, соглашается Дмитрий Солонников.
"Интересно будет посмотреть на ситуацию в южных странах Европы. От энергетического кризиса могут сильно пострадать Испания и Португалия, хотя они и в меньшей степени зависят от поставок из России. Сложная ситуация сохраняется в Греции, но это страна давно испытывает трудности. Есть определённые вопросы и к положению дел в Германии. Если раньше это был локомотив экономики ЕС, сейчас можно всё чаще слышать оценку "слабое звено Евросоюза" применительно к ФРГ", — отмечает эксперт.
Олаф Шольц
Критики канцлера Германии Олафа Шольца в немецких и мировых СМИ в последнее время действительно становится всё больше. В середине июля о возможной отставке канцлера написал колумнист The Telegraph Дэниэл Джонсон. Он в том числе обратил внимание, что Германия из-за нехватки энергоресурсов попала в полную зависимость от России.
"Эксперты пишут, что напряжение внутри правящей коалиции (называемой "светофором" — из-за цветов входящих в неё партий) дейстительно растёт. Канцлер Шольц подвергается жёсткой критикой в прессе… Но большинство аналитиков обострения раньше осени-зимы всё-таки не ждут", — говорит Дмитрий Буневич.
Политологи уверены, что Шольцу не удастся оставаться на посту главы правительства так же долго, как Ангеле Меркель. В преддверии возможной зимы без российского газа канцлера и всю немецкую политическую элиту ждёт серьёзная проверка на прочность.
"Если Шольцу удастся "дожить" до конца срока, уже будет успех. Но надо признать, что у него ситуация сложнее, чем у Меркель: коалиция из трёх партий, которые в разных направлениях развиваются и совершенно по-разному видят будущее страны. Задача Шольца договариваться с младшими партнёрами, которым удаётся диктовать ему свою волю. Политика зелёных гораздо активнее, и партии Шольца приходится уступать, чтобы сохранить коалицию, хотя выборы в прошлом году выиграли именно социал-демократы", — объясняет Дмитрий Солонников.
"Неустойчивость правительств — это безусловно проявление некого общеевропейского кризиса, но в каждой стране мы видим разные локальные предпосылки. Пока что серьёзных потрясений в ЕС нет. Единственная потенциальная интрига — это итальянские выборы, там политический вектор может измениться. Перестановки в Болгарии представляются менее значительными и на политике союза не скажутся, то же самое касается Эстонии, а в Великобритании, по всей видимости, просто произойдёт смена "фронтмена", — подытоживает политолог.
Хотя Европа охвачена экономическим и энергетическим кризисами, отставки правительств Великобритании, Италии, Болгарии и Эстонии — это частные случаи, а не прямое следствие украинского кризиса,. Его дальнейшее развитие, однако, способно значительно усугубить политическую обстановку в Евросоюзе и привести к более масштабным перестановкам. Об изменении в отношениях ЕС и России в ближайшей перспективе речи не идёт, соглашаются собеседники "ДП".