Мобильные операторы повышают тарифы. Хотя они говорят, что это обычная практика, эксперты прогнозируют рост цен и на широкополосный доступ в интернет.
Мобильные операторы начали обновлять тарифы весной этого года, в конце апреля СМИ сообщили, что в среднем связь подорожала на 10% (30–50 рублей в зависимости от тарифа и оператора). В конце июня глава Минцифры Максут Шадаев пообещал, что цены на неё будут сдерживать уровнем инфляции, после того как ведомство вместе с ФАС проверило обоснованность резкого роста у Tele2. При этом он отметил, что без индексации тарифов невозможно финансировать развитие сетей, поэтому Минцифры разработало методические рекомендации по их поэтапному повышению.
Ещё в прошлом году операторы начали отменять тарифные планы с безлимитным доступом в интернет, в том числе из-за интенсивно растущего трафика. Уже весной этого года Минцифры рекомендовало им сократить объёмы интернет-трафика, потребляемого абонентами, и фактически отменить безлимитные тарифы, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на сети и сохранить качество связи. Сейчас ситуация для телеком-рынка существенно ухудшилась. Так, тарифные сетки меняют не только мобильные операторы, но и фиксированные. Здесь влияние оказывает не столько трафик, сколько экономическая ситуация.
“
"Сейчас действительно происходят изменения тарифных планов услуг ШПД у большей части операторов как в b2b, так и в b2c. Это связано с тем, что многие компании решили повысить цены на свои услуги после стабилизации экономической ситуации. Мы обновили цены ещё в апреле, вместе с этим предложили своим клиентам расширенный SLA. В этом году менять тарифы мы не планируем", — прокомментировал Михаил Козырев, коммерческий директор "
Комфортел
".
По его словам, те, кто ещё не успел отреагировать на быстро меняющиеся рыночные условия, обязательно повысят стоимость своих услуг до конца года. При этом Козырев настаивает, что сейчас самое большое влияние на них оказывает стоимость и доступность оборудования, все прочие факторы влияют незначительно.
"Инфляцию предлагаю убрать из уравнения, она одинаково влияет на всех участников экономики. А вот оборудование оказывает самое прямое влияние на тарифы операторов, особенно для новых клиентов, — у всех разные запросы, свой пул поставщиков, логистические цепочки и финансовые возможности. Поэтому закупочная цена похожих устройств для двух провайдеров может стоить очень разных денег", — подытожил он.
Продолжим монетизацию
Что касается повышения стоимости связи у мобильных операторов, ответ у экспертов один — оно будет. По словам аналитика агентства MForum Analytics Алексея Бойко, тарифные планы будут меняться, отражая рост цен на различные услуги операторов мобильной связи. В целом это повышение не будет драматичным, его постараются держать в рамках инфляции или чуть выше.
Он настаивает, что ситуация с фиксированными операторами несколько мягче, чем в случае с мобильными. Безусловно, есть проблема с оборудованием, но выбор куда более широкий.
"Рост цен у мобильных операторов будет обусловлен рядом факторов, среди которых как инфляция, так и неизбежное увеличение расходов на закупку оборудования", — прокомментировал он.
Другой эксперт, знакомый с ситуаций на рынке, отмечает, что проблема с оборудованием преувеличена — у большинства операторов и были складские запасы с прошлых годов, и есть определённый запас прочности.
“
"Сейчас Минцифры разрешило индексировать тарифы на инфляцию, а рост ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя в телекоме. — Ред.) в среднем составляет 3–6% в год, то есть у операторов есть вариант продолжить монетизацию, учитывая внешние обстоятельства и рост затрат. Определяющую роль в тарифной политике играет конкуренция, во многом операторы исходят из средней цены сопоставимых предложений на полке, а уже потом маржинальной составляющей. Компании стараются максимально добавить различные партнёрские предложения для создания мнимой дифференциации. Также есть попытки выйти в отдельные целевые аудитории — молодёжь, умные устройства и так далее", — объяснил он.
Обычное дело
Мобильные операторы в свою очередь говорят о том, что редактирование тарифной сетки практикуют ежегодно. Это же касается и безлимитных тарифов — их посчитали маловостребованными у клиентов.
Прогнозировать, как сложится тарифная политика на рынке хотя бы до конца года, в Tele2 не готовы.
“
"На данный момент слишком много факторов, которые влияют на нас как оператора и на отрасль в целом. В принципе прошлые пандемийные годы хорошо показали, что волшебные таблетки от кризиса есть только в бизнес-литературе и невозможно решить сложную ситуацию исключительно механизмом повышения цен. В решении текущей задачи важна и поддержка отрасли государством, и грамотные логистические решения, и высокий уровень гибкости самого предприятия для обеспечения прочности и устойчивости бизнеса", — прокомментировали в пресс–службе компании.
"МТС, как и любой оператор, периодически обновляют тарифные планы в соответствии с тенденциями рынка и потребностями пользователей. Для нас в первую очередь важно предоставить абоненту качественную услугу по конкурентной рыночной цене. Исходя из этого стоимость тарифов и их наполнение могут обновляться", — прокомментировали в свою очередь в МТС.
В "Билайне" также отметили, что корректировка тарифов — обычная рыночная практика: "На нашем телеком-рынке сегодня высокий уровень конкуренции — он позволяет балансировать предложение по тарифам, что делает услуги связи в России одними из самых доступных в мире. Мы всегда заранее предупреждаем абонентов об изменениях тарифов и даём возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана", — добавили в компании.