Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Новая норма для СМП
Минобороны выступило с предложением дополнить нормативную базу, регулирующую движение иностранных судов по Севморпути. Текст законопроекта, вносящего поправки в федеральный закон от 1998 года "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", уже получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Документ относится к иностранным военным кораблям и государственным судам, которые планируют зайти во внутренние воды России в акватории Севморпути. Согласно законопроекту, допуск упомянутых категорий судов будет возможен только в разрешительном порядке. Разрешения должны запрашиваться как минимум за 90 дней до предполагаемого момента захода, при этом они могут быть в последующем приостановлены российскими властями из соображений безопасности.
По факту, ужесточения режима плавания по СМП эти нормы не предусматривают. На территориальное море и участки акватории СМП с иным правовым режимом, а равно и на гражданские суда нововведения не распространяются — в их отношении продолжают действовать уже существующие положения законодательства.
Что делать с арктическим мусором?
На этот острый для нашего Заполярья вопрос сейчас пытается найти ответ УралНИИ "Экология", реализующий исследовательский проект в интересах Минприроды.
Дело в том, что отходы, ежедневно и ежечасно образующиеся в ходе жизнедеятельности человеческих поселений, представляют собой серьёзную проблему для Арктики. По данным Минприроды, в Арктической зоне страны ежегодно формируется порядка одного миллиона тонн мусора, и этот мусор необходимо куда-то девать. Вариант "просто выбросить" категорически не подходит — в тамошних климатических условиях отходы могут сохраняться десятилетиями. Значит, необходима утилизация. Но чтобы её провести, нужно преодолеть целый ряд препятствий, характерных для Крайнего Севера — огромные расстояния, неразвитость и дороговизну логистики, климатический экстрим.
Чтобы разобраться в этой непростой проблеме и выбрать оптимальный вариант её решения, УралНИИ "Экология" и выполняет свой проект. По его итогам специалисты института намерены предложить рабочие, универсальные и экономически приемлемые рецепты для обращения с ТКО в высоких широтах. В качестве пилотного региона был выбран Ненецкий автономный округ. Соответствующие научно-исследовательские работы будут завершены до конца текущего года.
"Арктический Гольфстрим"
Российские учёные обнаружили ранее неизвестное течение, доставляющее в Заполярье тёплые воды из Северной Атлантики. Оно движется от архипелага Новая Земля на север вдоль восточного склона жёлоба Святой Анны, находящегося в Карском море. Исследователи убеждены: его воздействие способно ускорять таяние морских льдов летом и замедлять их появление зимой.
Соответствующие данные были собраны в августе и октябре 2021 года в ходе экспедиций на научно-исследовательских судах "Академик Иоффе" и "Академик Мстислав Келдыш". Результаты проведённой работы были представлены учёными в публикации, вышедшей недавно на страницах журнала Frontiers in Marine Science.
Это открытие не обошлось без участия петербургских специалистов. В полярных экспедициях, позволивших открыть упомянутые течения, приняли участие сотрудники Российского государственного гидрометеорологического университета, расположенного в Северной столице.
"Восток Ойл" вгрызается в Арктику
С Таймыра пришла знаковая новость: на Пайяхском кластере проекта "Восток Ойл" началось эксплуатационное бурение скважин.
В деле — буровые комплексы отечественного производства, изготовленные специально для использования в суровых климатических условиях высоких широт. Установки оборудованы современными мощными системами, позволяющими поддерживать высокий темп бурения, создавая скважины глубиной до 6 тыс. м. В разработке таймырских недр будет задействовано около сотни таких буровых установок.
"Восток Ойл" обещает стать одним из флагманских углеводородных проектов российского Заполярья. Компания "Роснефть", являющаяся его оператором и основным бенефициаром, рассчитывает с его помощью существенно упрочить свои позиции на мировом нефтяном рынке. Однако не всё так просто: санкционное давление вынудило иностранных партнёров "Роснефти" пересмотреть свои планы по участию в данном проекте. А это значит, что под вопросом теперь и его капитализация, и получение необходимых технологий и оборудования, и последующая организация сбыта.
Ледокольные бассейны
В Петербурге модернизируют бассейны. Но не простые, а для ледоколов. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт начал техническое обновление экспериментального комплекса, применяемого для испытаний моделей судов и конструкций, используемых в высоких широтах. В его состав входят два ледовых бассейна, имитирующих арктические воды с различными заданными параметрами. Благодаря модернизации диапазон возможностей по воссозданию заполярных условий расширится: порог моделируемых температур снизится до -30° C, появятся новые опции по проведению экспериментов, повысится их точность.
Модернизация проводится на грант федерального министерства науки и высшего образования в размере 33,95 млн рублей. Работы будут завершены до конца нынешнего года.
Кстати, первый такой бассейн был создан в ААНИИ в далёком 1955 году. Именно там проводили модельные испытания первого на планете атомного ледокола "Ленин" и последующих судов, предназначенных для навигации в Арктике. Современный комплекс также родом из СССР — он был сдан в 1990 году.