Борцы с северным намывом намерены завершить общественную экологическую экспертизу проекта к осени.
Санкт–Петербургскому обществу естествоиспытателей наконец удалось получить проектную документацию на "инженерную подготовку территории земельных участков (в том числе увеличение высотных отметок) для целей возведения объектов недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуры (1–й этап)", которую долгое время ему предоставлять отказывались. Это бумаги на северную часть намыва, прилегающую к Василеостровскому району у острова Декабристов.
Инвестор, "Группа ЛСР", а также проектировщики не передавали документацию на основании того, что проект уже прошёл открытые общественные обсуждения, а затем — государственную экологическую экспертизу (то есть все минимально обязательные по закону инстанции) и все согласования были получены. Общественники же настаивали, что представленная на слушаниях редакция проекта не окончательна и после прохождения государственной экологической экспертизы в неё могли быть внесены существенные изменения. Они утверждали, что по федеральному закону "Об экологической экспертизе" у них есть право получить документы для проведения независимой экспертизы.
Естествоиспытатели пошли в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области с требованием о предоставлении проекта и выиграли дело в двух инстанциях (сведений о дальнейшем обжаловании в карточке дела обнаружить не удалось). После чего коммерсантам, видимо, ничего не оставалось, кроме как показать свой проект. Ведь иначе, в случае нарушения установленного судом срока в 10 рабочих дней, им пришлось бы платить неустойку 10 тыс. рублей в день.
Обоснования не требуются
В июле комиссия по подготовке общественной экологической экспертизы в составе девяти человек (специалисты по охране вод, атмосферному воздуху и другим вопросам) приступила к работе. Как сообщил в своих социальных сетях "Центр экспертиз ЭКОМ" (эта организация входит в структуру общества естествоиспытателей, как отмечается на сайте организации), по сравнению с представленной на слушаниях версией объём проекта существенно вырос. Так, размер пояснительной записки увеличился с 41 до 301 страницы, проекта организации строительства — со 117 до 216 листов. "Проводить общественную экологическую экспертизу по материалам, которые вынесены на слушания, бессмысленно. Это далеко не последняя редакция, и выводы об экологической (без)опасности намечаемой деятельности, сделанные на основании такой документации, не будут достоверными", — резюмировали в ЭКОМ. Но и последняя редакция, с таким трудом полученная общественниками, вызвала у них вопросы.
"Многие разделы документации не разработаны, а проработка обоснований ограничивается фразой “обоснования не требуются”. Из–за этого некоторые тома содержат заметное количество пустых листов. В составе документации отсутствуют инженерные, в том числе инженерно–экологические изыскания", — отметили в ЭКОМ.
Одновременно с работой комиссии инициативная группа местных жителей (Дмитрий Анисимов, Ольга Галкина, Илья Кулешов и Екатерина Миркина) при поддержке всё того же общества естествоиспытателей продолжает оспаривать в Куйбышевском районном суде заключение государственной экологической экспертизы. В частности, они обратили внимание на такой факт в заключении этой экспертизы: поданные на общественные слушания обращения граждан "не поступали и не учитывались".
"Комиссия государственной экологической экспертизы сумела не заметить протокол общественных обсуждений проекта, который ей был представлен, и смогла никак не учесть многочисленные замечания и возражения граждан. Как вообще проводилась экспертиза проекта “намыва”?" — задаются вопросом в обществе естествоиспытателей.
В июне разбирательства по этому делу были отложены в связи с ходатайством одной из сторон о предоставлении дополнительных доказательств. Следующее заседание намечено на 24 августа.
Мутные пятна
Ранее в обществе естествоиспытателей планировали использовать заключение общественной экологической экспертизы в качестве одного из доказательств по делу в Куйбышевском районном суде. Судя по всему, в этот срок общественное заключение и будет готово.
Как можно предположить, оно вряд ли будет благоприятным для застройщика. Общественники отмечают, что уже наблюдают признаки, которые могут указывать на предположительно негативное влияние работ. Так, снимки со спутника Sentinel–2 показывают распространение мутных пятен в Финском заливе вокруг зоны намыва — наподобие того, как это уже было в 2006 году.
Так или иначе, работы по намыву активно идут, по крайней мере с весны нынешнего года. Происходит формирование большой песчаной насыпи высотой до 7 метров, её берегоукрепление, а также создание нового участка русла реки Смоленки.
В июле депутат Законодательного собрания Борис Вишневский направил в адрес прокурора города запрос со ссылкой на многочисленные обращения жителей, в котором отмечает, будто бы "используемые на стройке карьерные самосвалы, колонны грузовиков, многочисленные экскаваторы и бульдозеры, работая круглосуточно, отравляют воздух выхлопными газами, создают световое и шумовое загрязнение окружающей среды".
К этому можно добавить, что жители также оказались недовольны утратой стихийного пляжа. Парламентарий попросил срочно принять меры. Известно, впрочем, что ранее аналогичные обращения в полицию не приносили особого эффекта. Чиновники же отвечали довольно формально, что всё согласовано должным образом.
Коллективный эгоизм
В "Группе ЛСР" сообщили "ДП", что "в рамках проекта по поднятию высотных отметок... завершили отсыпку пионерной дамбы".
В компании утверждают, что проектные решения после проведения общественных слушаний не менялись — на экологическую экспертизу был представлен тот же самый проект.
"Увеличение количества страниц обусловлено тем, что в документ включили замечания со стороны экспертов и жителей. Только том с комментариями горожан и ответами на них насчитывает более 300 страниц", — сказали в ЛСР.
В компании подчеркнули, что проект получил все согласования.
“
"Песчаные взвеси — обычный эффект при проведении гидротехнических работ, и он не создаёт никаких экологических проблем, поскольку носит кратковременный характер. По окончании работ происходит восстановление водного баланса", — добавили в группе.
Источник, близкий к проекту, в комментарии "ДП" высказал мнение, что "не жители против, а некоторые жители против". "Эта тема совершенно очевидно используется узким кругом лиц для торпедирования преображения города, и это просто образец коллективного эгоизма", — отметил он.
По словам источника, при входе на пляж (то есть на будущую стройку), за сохранение которого ратовали активисты, будто бы красовалась трёхметровая куча мусора.
"Все эти жители, любители пляжного отдыха, часто вместе с алкоголем, они просто своим долгом считали по пути на пляж или с пляжа выкинуть там мусор и в лучшем случае выкидывали его в эту кучу", — поделился своими наблюдениями источник, поставив под сомнение заботу об экологии противников намыва.
Как уже сообщал "ДП", в апреле нынешнего года концепция застройки северной части намыва жильём выносилась на Градостроительный совет, где не встретила ни однозначного одобрения, ни порицания. Высказывались диаметрально противоположные мнения, но многие указывали на нежелательное преобладание в концепции застройки намыва жилья. Всё же на том совете концепция была одобрена девятнадцатью голосами против одиннадцати.