Небольшие интернет-магазины жалуются на проблемы в работе: у большинства из них снизилось количество заказов, а некоторые продавцы всерьёз задумались о закрытии бизнеса. Пока предприниматели пересматривают планы и ищут новые каналы продаж, логисты стараются поддержать партнёров своими силами. О том, как игроки рынка e-commerce переживают нынешний кризис, "ДП" рассказал Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry.
Есть ощущение, что все продавцы стремятся на маркетплейсы. Быстро продавать теперь можно только там?
— Маркетплейсы активно привлекают продавцов последние несколько лет. Это заметный процесс: за всеми крупными площадками стоят мощные капиталы и маркетинговые бюджеты, они очень много вкладывают в развитие сервисов как для продавцов, так и для покупателей.
Для многих предпринимателей выход на маркетплейс становится первым и очевидным вариантом для спасения бизнеса. С марта мы наблюдаем переток продавцов из заблокированных соцсетей на российские площадки. Но адаптироваться на них многим сложно. Telegram не очень подходит для массовых продаж. Приспособиться к VK и "Одноклассникам" тоже удалось далеко не всем. Поэтому значительная доля предпринимателей потянулась именно на маркетплейсы.
Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry
Предполагаю, что в ближайшее время эти платформы продолжат наращивать долю и двигать рынок интернет-торговли. Однако условия у площадок, как для продавцов, так и для покупателей, будут корректироваться. Лёгких инвестиционных денег больше нет, конкуренция станет более жёсткой.
На мой взгляд, отдавать всё на откуп маркетплейсу — зависимая позиция. Это лишь один из каналов. Для эффективных продаж лучше задействовать максимальное число вариантов: и социальные сети, и собственный сайт, а для кого-то отлично подойдут и классифайды.
На какие проблемы чаще всего жалуются сейчас ваши клиенты?
— Трудности у всех разные. Если говорить о малых и средних интернет-магазинах, то у большинства из них стало меньше заказов из-за повышения стоимости товара. В мае мы проводили опрос среди 100 своих клиентов (юридических лиц), и 60% из них говорили как раз об этом.
Большинство участников исследования (46,5%) тогда прогнозировали уменьшение числа заказов (в том числе сезонный спад), а 14,9% указали, что собираются приостановить работу своего интернет-магазина в ближайшие несколько месяцев.
Мы проводим такие опросы, чтобы понять, какая именно поддержка нужна нашим партнёрам. Например, почти треть продавцов волнует вопрос возврата оплаты за выданные заказы: 30% интернет-магазинов хотят получать деньги быстрее, чтобы пустить их в оборот и минимизировать кассовые разрывы. В ответ на это Boxberry изменила порядок перечисления наложенного платежа. Раньше он приходил раз в десять дней (чаще — по индивидуальной договорённости с клиентом). Теперь перевод оплаты осуществляется ежедневно, при этом банковский перевод занимает 6 дней. Ускорить получение денежных средств можно с помощью сервиса "Быстрые деньги" от Boxberry.
А сама логистика меняется в новых реалиях? Увеличились ли сроки доставки из-за закрытых в некоторых регионах аэропортов?
— Если говорить о доставке по России, то у нас не изменились сроки с конца февраля. В южные и западные регионы мы отвозим посылки наземным транспортом, тут всё осталось по-прежнему. Boxberry планирует развивать межрегиональную доставку: сейчас спрос на неё растёт, появляются новые сервисы. Например, мы расширили географию сервиса "Курьер по клику", услугой можно воспользоваться, когда заказ поступил в пункт выдачи. Теперь она доступна в нескольких районах Москвы, а также в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Продавцам сейчас стоит ориентироваться только на российских покупателей? Экспорт в текущих условиях становится фантастикой?
— Отчего же, у нас под боком несколько дружественных стран, в которые вполне успешно можно ввозить российские товары. Это близкий и понятный нам рынок. Товары отечественного производства пользуются спросом у иностранных покупателей в наших магазинах. Например, в Казахстане и Беларуси большой интерес к русскоязычной литературе. Кроме книг, в ближнее зарубежье отправляют косметику, канцтовары, одежду, детские товары.
Boxberry сейчас доставляет заказы из российских интернет-магазинов в 4 страны, которые входят в ЕАЭС. Это зона свободной торговли, поэтому товары не облагаются пошлинами, а порядок оформления посылок такой же, как по России. Самовывоз доступен из 480 точек выдачи, в 22 тыс. населённых пунктов осуществляется курьерская доставка.
У отечественных предпринимателей есть хороший шанс занять свободные пока ниши на соседних рынках. Такая стратегия поможет пережить сложные времена, а Boxberry поддержит и обеспечит надёжную доставку.