Сделка "Яндекса" и VK по покупке сервиса доставки Delivery Club не приведёт к монополии на рынке e–grocery. Зато цены вырастут.
Накануне, 23 августа, стало известно, что по соглашению компаний "Яндексу" достаётся Delivery Club, а VK получает сервисы "Дзен" и "Новости". В пресс–службе "Яндекса" корреспонденту "ДП" рассказали, что приложения "Яндекс Еда" и Delivery Club продолжат работу под своими брендами.
"Интеграция затронет всех участников платформы — курьеров, рестораны, ретейл–сети и пользователей, а также команду. Интеграция будет разбита на этапы, о которых мы будем оповещать отдельно. Мы ожидаем, что она будет завершена в I квартале 2023 года. Но для начала нам потребуется решение от ФАС. Ходатайство будет подано в ближайшее время", — уточнили в компании.
В пресс–службе VK сообщили, что закрытие сделки запланировано до конца 2022 года. Оно состоится после получения ряда регуляторных одобрений. Delivery Club всё это время продолжит работать в штатном режиме.
Новость о сделке сразу же породила волну обсуждений: возникнет ли теперь монополия на рынке доставки? Опрошенные "ДП" эксперты полагают, что нет. Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артём Тузов отметил, что крупнейшие ресторанные сети имеют собственные службы доставки. Это позволяет им лучше управлять спросом и повышать лояльность покупателей. С точки зрения выручки "Яндекс" также не станет монополистом, так как его доля на рынке не превысит 50%.
Читайте также:
Сделка
"Яндекс" передал VK "Дзен" и "Новости" в обмен...
“
"С покупкой Delivery Club доля на рынке доставки еды из ресторанов у “Яндекса” превысит 25% по стране. А в крупных городах, таких как Петербург и Москва, может достигнуть и 40%", — считает эксперт.
Кроме того, ни фудтех–сервисы "Яндекса", ни Delivery Club не входят в тройку лидеров рынка e–grocery. В INFOLine выяснили, что по итогам II квартала 2022 года лидером рынка остался "Сбермаркет", вторую строчку занял "ВкусВилл", третью — X5 Group, а "Самокат" и Wildberries соответственно расположились на четвёртом и пятом местах.
Аналитики ФГ "Финам" считают, что VK просто вышел из соревнования, которое не ведёт к созданию высокомаржинального бизнеса. "Даже мировой лидер доставки еды — DoorDash — принёс за последний год убытки в объёме $686 млн, а никто не способен задействовать экономию масштабов так эффективно, как эта компания", — уточняют они.
При этом эксперты полагают, что теперь у "Яндекса" появится возможность управлять ценами, как он это делает в случае с такси. Кроме того, для "Яндекса", как и для его китайских аналогов вроде Baidu, доставка еды — это всего лишь способ не расставаться с потребителем 24 часа в сутки и продолжать собирать данные о нём. А у VK нет экосистемы проектов, которая извлекла бы из таких данных достаточно пользы.
“
"Бизнес–модель “Яндекса” понятна: завоевать значимую долю на рынке и поднять цены. Доля на рынке будет завоёвана с покупкой Delivery Club, так что впереди поднятие цен для потребителей и ресторанов", — прогнозирует Артём Тузов.
Рестораторы отмечают, что условия сотрудничества общепита с сервисами были примерно одинаковыми. Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев говорит, что комиссия от заказа в среднем составляет 25%, однако у крупных сетевых международных брендов, таких как KFC или McDonald's, от суммы заказа удерживалось 10%. При этом рентабельность кафе как раз и составляет порядка 25%, поэтому никакой прибыли с такой доставки нет. Зарабатывать на доставке могут только крупные сетевые заведения, у которых есть своя собственная курьерская служба.
"“Яндекс” начал вести агрессивную политику и последовательно выживать Delivery Club с рынка уже достаточно давно, — отмечает Шершнев. — Так же как и в случае с Uber, компания сделала более выгодные условия для сотрудников и в итоге победила конкурента. Такая политика по искусственному завышению размера окладов у курьеров сделала нерентабельной организацию собственных доставок у небольших игроков рынка. При средней заработной плате, стремящейся к 100 тыс. рублей в месяц, несетевой ресторан просто не может позволить себе такую штатную единицу".
По мнению предпринимателя, в дальнейшем "Яндекс" начнёт снижать стоимость оплаты труда, чтобы повысить рентабельность своего бизнеса. Для средних сетей общепита это, безусловно, плюс: расходы на курьеров снизятся, и у ресторанов появится интерес и возможность создать собственную инфраструктуру.