Многолетняя конкуренция с Голливудом не закалила отечественный кинематограф. Заместить американскую продукцию близкой по качеству российской не удалось. Следствием стали пустые залы кинотеатров.
В июле кинотеатральные сборы относительно июня сократились на 15% и упали на 52% по сравнению с июлем прошлого года. Потенциальные российские кинохиты, как правило, выпускались ближе к концу лета — прокатчики предпочитали не конкурировать с голливудскими мэйджорами. Да и трудно представить, что хоть какая–нибудь российская картина смогла бы превзойти, например, "Доктора Стрэнджа", "Мстителей" или "Мир Юрского периода". Этот порядок сохранялся всё предыдущее десятилетие и мог бы остаться неизменным и дальше, тем более что такой расклад устраивал практически всех. Но февральские обстоятельства необратимо изменили общую реальность, а отечественная киноиндустрия оказалась не готова к новой действительности.
Классика не работает
После ухода мэйджоров с российского рынка в кинотеатральных сетках образовались зияющие дыры, которые принялись спешно латать. В том числе с помощью кинофильмов, успевших стать классикой или в своё время успешно прошедших в прокате. Первой под грифом "перевыпуск" в российских кинотеатрах стартовала дилогия Алексея Балабанова — "Брат" и "Брат–2". Приключения простого парня Данилы Багрова в Петербурге и Америке совокупно смогли собрать около 112 млн рублей. Причём сиквел прошёл значительно хуже первой части, принеся в кинотеатральные кассы всего около 37 млн рублей.
Массового зрителя не удалось заманить в кинотеатры ни боевиком "Балканский рубеж" Андрея Волгина (сборы — 2,9 млн рублей), ни культовой "Ассой" Сергея Соловьёва (сборы — 4 млн рублей). Новогодний кассовый рекордсмен — фэнтези "Последний богатырь: Посланник тьмы" — с трудом насобирал 7,2 млн рублей. Выпущенные под 9 Мая картины о Великой Отечественной войне — "Освобождение: Последний штурм", "Подольские курсанты", "Брестская крепость", "Коридор бессмертия", "Семь пар нечистых" — даже все вместе не вызвали прилив патриотизма у отечественных зрителей, и общие сборы оказались меньше 2 млн рублей. А параллельно кинотеатры закрывали кинозалы, оставшиеся переводили на сокращённый режим работы — только по выходным.
Ностальгия рулит
За предыдущие 10–15 лет российские кинематографисты, казалось бы, могли научиться снимать зрительское кино — то есть то, на которое готовы будут прийти самые разные люди. И не только снимать, но и грамотно его продвигать, и зарабатывать на сборах, как это делают продюсеры всего остального мира, а не на грантах от министерства культуры и Фонда кино. Здоровая конкуренция способна породить качественное кино: даже если чиновники сдвигают сроки выхода очевидного соперника по бокс–офису, зрители всё равно проголосуют рублём за то, что нравится им самим, а не государевым людям.
Изменившиеся обстоятельства застали врасплох всех, и каждый выбирался из них как мог и умел. Отечественное кинопредложение осталось неизменным: чаще других в сетках ещё продолжающих работать кинотеатров можно было увидеть комедии ("Хочу замуж", "Моя ужасная сестра", "Бабки", "Родители строгого режима", "Молодой человек", "Булки"), спортивные драмы ("Мистер Нокаут", "Пинчер", "Бодибилдер"), военно–исторические фильмы ("Первый Оскар", "1941. Крылья над Берлином") и картины, проходящие под грифом "семейные" ("Артек. Большое путешествие", "Добро пожаловать в семью", "Мой папа — вождь" и др.). В одних картинах продолжает воспроизводиться модель советского кино, хоть и на новые сюжеты. В других — сохраняется патриархальный взгляд на женщин и их сегодняшние социальные роли. В третьих — авторы ностальгируют по советскому времени, выбирая, например, сюжеты из пионерского прошлого, и тем самым работают на миф об этом периоде нашей истории как о прекрасном, светлом и почти ничем не замутнённом. И последнее оказывается самым востребованным — например, "Артек" на 14 августа собрал 329 млн рублей, а "Легенды “Орлёнка”", вышедшие в прокат 11 августа, на сегодня принесли прокатчикам почти 35 млн рублей.
Отдельный сюжет — российское авторское кино, чью аудиторию, кажется, до сих пор не до конца знают даже сами его создатели. И здесь предсказать успех сложнее, чем в кино массовом. Тем не менее ретротриллер "Казнь" Ладо Кватании, к тому же идущий два с половиной часа, смог собрать 56 млн рублей, а вышедшая одновременно драма о военных операторах "Первый Оскар" Сергея Мокрицкого, имевшая бόльшую рекламную поддержку, — 81,6 млн рублей*. Очевидно, то, что для нишевого кино становится успехом, для потенциального блокбастера оборачивается провалом.
Фильмы, упомянутые в настоящем материале, а также неупомянутые, снимались годом, а то и двумя–тремя раньше. Однако мир начал меняться не в феврале 2022–го, а значительно раньше, отечественные же кинематографисты в большинстве своём продолжают воссоздавать известные сюжеты и готовые схемы, не пытаясь ни переосмыслить их, ни предложить свежий взгляд, ни придумать что–то новое.
Шёл 2022–й
В день, когда завершалась работа над этим материалом, в Фонде кино проходила очная защита фильмов компаний, которые не являются лидерами отечественного кинопроизводства. А 20 июля состоялась защита проектов лидеров отечественного кино. Представленные фильмы мы должны будем увидеть в кинотеатрах в ближайшие пару лет. Кинокомпании продолжают эксплуатацию темы Великой Отечественной войны ("История любви", "Момент истины", "Праведник"). Самым любопытным представляется фильм Сергея Урсуляка, который обратился к малоизвестной истории белорусского партизана Николая Киселёва, летом 1942 года спасшего 300 стариков, детей и женщин еврейской национальности. Ещё обещают фильмы про Фёдора Конюхова ("Повелитель ветра" Игоря Волошина), взросление поэта Пушкина ("Пророк" Феликса Умарова), сиквел "Холопа" и антиутопию про людей–крыс ("Крысолов" Алексея Мизгирёва).
24 августа независимые компании представили на суд экспертов спортивную драму "Роднина", рассказывающую, как нетрудно догадаться, про трёхкратную олимпийскую чемпионку в парном катании. Режиссёр Александр Велединский ("Географ глобус пропил") планирует снять фильм о попытке октябрьского переворота, но в 1993–м. А создатели фильма "Льенсо" амбициозно нацелились на работу над первым российским фильмом о вьетнамской войне. Алексей Попогребский ("Коктебель", "Простые вещи") представил young–adult–fantasy–фильм "Самая большая луна" — историю о людях, наделённых сверхспособностями и лишённых эмоций. И выходит так, что российский кинематограф вроде бы и существует, но как будто бы отдельно от всего мира, продолжая игнорировать значимые социальные и культурные перемены.
* Все данные бокс–офиса взяты в "Бюллетене кинопрокатчика".