Мало произвести экологичный продукт — надо ещё рассказать об этом потребителю. "ДП" изучил, как работают экосертификаты и какая от них польза.
По всему миру действуют десятки экосертификатов для разных отраслей, к самым популярным международным стандартам относятся Ecocert, ICEA, FSC, Cruelty free and vegan, Cosmos organic и другие.
Единственный в России официальный экосертификат, который оценивает весь жизненный цикл продукта, — это "Листок жизни", разработанный Экологическим союзом. Его признаёт Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN).
Сертификация добровольная. "Мы осматриваем цеха, очистные сооружения, места образования отходов и производственные лаборатории, а также проводим интервью с сотрудниками", — рассказывает ведущий эксперт "Листка жизни" Ксения Есева. Стоимость экосертификата начинается от 190 тыс. рублей.
По данным Экологического союза, экомаркировку "Листок жизни" получили 27 российских компаний. Одна из них находится в Петербурге — это производитель лакокрасочных материалов "Эскаро Кемикал АС". На производстве также наладили полный рециклинг жидких отходов и перешли на упаковку из вторичного сырья, делится подробностями представитель "Эскаро Кемикал АС" Кирилл Лебедев.
Дорого и этично
У экологического производства специфические трудности. "Нам требовалось обеспечить низкое содержание летучих органических веществ и исключить вредные компоненты. Это серьёзная научно–техническая работа как в лаборатории, так и на производстве. Это долго и затратно, увеличивает себестоимость продукции", — говорит Лебедев.
“
"В составе нашей косметики нет продуктов животного происхождения, и она не тестируется на животных, — рассказывает основатель и главный технолог петербургского производителя экологичной косметики “Голодный леший” Андрей Половников. — Мы говорили лабораториям, что нам нужны новые, этичные методы тестирования, а они не понимали и отвечали, что так нельзя. В итоге приходилось самим изучать нормативные документы, звонить в лаборатории и зачитывать им эти документы. После этого соглашались".
Следование экологическим принципам накладывает ограничения и на работу с поставщиками. Так, швейное производство Sew Dept, использующее в качестве сырья только вторичные материалы, не закупает в Китае дешёвую стропу — материал для пошива, — а отдаёт предпочтение локальному петербургскому поставщику.
В остальном система работы с поставщиками и дистрибуция сильно не отличаются от других производств. Например, "Голодный леший" и развивает собственный интернет–магазин, и продаёт товары на маркетплейсах. Правда, есть своя специфика в использовании вторичного сырья: некоторые производства и типографии отдают остатки и обрезки нужных материалов Sew Dept бесплатно.
Готовы платить
По данным опроса Nielsen, 59% российских покупателей лучше относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию. Больше половины таких сознательных потребителей готовы переплачивать за экологичность продукта, следует из опроса. При этом, по оценке Экологического союза, цены на экотовары не сильно выше обычных. "Опыт компании GRASS показывает, что упаковка eco crispi содержит переработанный пластик, который удешевляет тару на 10%. Первичная гранула стоит 153,6 руб ./ кг, а вторичная из переработанного пластика — 125 руб. / кг. В российских магазинах сегодня есть и другие товары с “Листком жизни” в среднем ценовом сегменте", — объясняет Ксения Есева.
Кирилл Лебедев говорит о возможности находить новые каналы сбыта благодаря экологичности. Например, без экомаркировки производитель не смог бы развивать сотрудничество с "Леруа Мерлен", добавляет он. Ретейлер учитывает экологический фактор в выборе поставщиков. Артикулы с "Листком жизни" достигли почти пятой части товарооборота лакокрасочных материалов "Леруа Мерлен", заявляла в мае руководитель направления социально–экологической ответственности компании Екатерина Иванова. Впрочем, и без маркировки можно развиваться. В 2022 году среднемесячный оборот петербургского "Голодного лешего" составил 2,2 млн рублей, из которых 25% — прибыль, говорят в компании.
Новый контекст
Из–за кризиса экопроизводители меняют подход к закупке сырья. В "Голодном лешем" подтверждают проблемы с поставками, поэтому приходится держать больший запас на складах. Sew Dept изначально работал с локальными поставщиками, поэтому не столкнулся с серьёзными проблемами, но ощутил перебои с поставками пластиковой фурнитуры и отдельных тканей. В феврале швейный цех начал сотрудничать с финским производителем текстиля из переработанного хлопка и пластиковых бутылок (аналогичную ткань в России и Китае не производят). В перспективе партнёры планировали открыть производство на Северо–Западе. После 24 февраля поставки в Россию остановились.