Ровно 300 лет назад под Петербургом, среди болот, началось строительство Ижорских заводов. Как за три столетия пильная мельница на берегу Ижоры превратилась в одну из крупнейших промышленных площадок компании "АЭМ-технологии" машиностроительного дивизиона государственной корпорации "Росатом", как здесь зародилась корпоративная культура, которой сегодня могли бы позавидовать крупные международные компании, как когда-то заводы чуть не купил англичанин, каким образом Ленинград удалось обеспечить горючим во время Второй мировой войны и многое другое "Деловой Петербург" расскажет в специальном цикле "Истории".
Сначала на месте современных Ижорских заводов стояла лесопильня, которую по приказу Петра I заложили в далёком 1722 году. Уже в ближайшие десятилетия этой мастерской суждено было стать крупным государственным предприятием, которое останется во владении казны почти на три века.
А ведь ещё всего в 1710 году это была небольшая пильная мельница, построенная князем Александром Меншиковым на несколько километров выше по течению реки Ижоры. Благодаря тесным связям с двором Петра I Александру Даниловичу быстро удалось заполучить крупные государственные заказы. Но как только все близлежащие леса были вырублены, древесины стало не хватать, а доставлять её из более отдалённых областей обходилось в копеечку. К тому же рабочие мастерских постоянно страдали от болезней, вызванных плохим климатом. В 1719 году Пётр I увидел потенциал в лесопильне своего сподвижника. Он забрал у Меньшикова производство в пользу государства и приказал за три года перенести предприятие на новое место, откуда впоследствии и началась история Ижорских заводов.
Пильный завод на реке Ижоре, XVIII век
В 1724 году, когда новая лесопильня заработала, на ней числилось 122 человека: пильщики, плотники, кузнецы, писари. Изначально древесные мастерские обслуживали в основном морской флот, но очень быстро благодаря высокому качеству работы и более низкой цене по сравнению с частными лесопильнями список постоянных клиентов начал пополняться. Стоимость досок, которые производили на Ижоре, составляла 4 рубля 83 копейки (в архивах морского ведомства сохранились документальные подтверждения). Конкуренты же предлагали древесину по цене от 5 до 20 рублей. С ростом количества заказов начал расти и штат мастерских — в 1733 году здесь были заняты уже 133 человека.
В середине XVIII века дерево перестало быть единственным материалом, с которым работали на предприятии. К нему добавился металл. Так рядом с мастерской выросли якорный завод и завод по выпуску медных обшивных листов. Здесь вплоть до второй мировой войны продолжали изготавливать новые якоря и ремонтировать старые, причём не только для кораблей, но и для морских памятников. Сегодня якоря, выкованные на Ижорских заводах, можно найти на монументах, установленных по всей России. Узнать их можно по характерному заводскому клейму.
Если заглянуть в историю, то обнаружится, что Ижорские заводы могли в XVIII веке вновь перейти в частные руки и принадлежать купцу из Великобритании! В 1763 году английский подданный Родион Меер обратился к Екатерине II с прошением пожаловать ему предприятие взамен отобранных у него Гороблагодатских заводов. Предложение было привлекательным и сулило для казны хорошую прибыль, но императрица рассудила, что Ижорские заводы уже принесли и ещё обязательно принесут огромную пользу государству. Ходатайство господина Меера рассматривали в течение целых семи лет, но в итоге заморский купец получил отказ.
К моменту, когда заводами заинтересовался этот предприимчивый англичанин, здесь помимо дерева и якорей уже производили огромное количество другой продукции: ковши, молоты, топоры и прочие инструменты, которые были востребованы для строительства дворцов и российского флота. А в 1764 году на территории предприятия заработали кирпичные заводы. Кирпич и цемент заводов Ижоры использовались не только для возведения зданий в Петербурге, но и с целью строительства летних резиденций для знати в Царском селе и Павловске.
Кирпичи с клеймом Адмиралтейских Ижорских заводов
Прогресс не стоял на месте, и в 1782 году в Колпино открылся литейный завод, который выпускал медные гвозди, втулки, кольца и другую продукцию. На тот момент на предприятиях уже было занято около 500 человек, но людей всё равно не хватало, и власти были недовольны нерасторопностью рабочих и долгими сроками выполнения заказов. Так стало понятно, что заводам сильно не хватает грамотного руководства и квалифицированных сотрудников. Новые направления деятельности появлялись быстрее, чем удавалось обучить рабочих. Кроме того, кадры были распределены неравномерно. К примеру, литейный завод не имел закреплённого за собой коллектива, и ему приходилось "одалживать" рабочих у других мастерских. Таким образом, сотрудники постоянно отвлекались от одной задачи на другую, что сказывалось на качестве.
Коллектив сборочного цеха
Чтобы изменить ситуацию на Ижорских заводах стали уделять более пристальное внимание обучению кадров. Вместе с повышением квалификации начали расти и зарплаты. Также помимо жалования сотрудники получали продукты питания на себя и свою семью. Более того, рабочим предоставляли землю и некоторые материалы для строительства домов и их обустройства. Рядом с заводами выросли госпиталь и школа для сыновей мастеровых. Предприятие получило статус одного из самых привлекательных работодателей уже в конце XVIII века. Но подробнее об этом мы расскажем в рубрике "Истории" в следующий раз…