Петербуржцы стали чаще пить растворимый кофе, так как зерновой кому–то оказывается не по карману. Цены на напиток растут, однако в целом его потребление не сокращается.
Статистика продаж торговых сетей показывает, что жители Северной столицы стали больше экономить на покупке кофе, отдавая предпочтение не премиальным сортам, а тем, что подешевле. По странам происхождения лидирует Бразилия с брендами Ambassador, Lavazza и Jardin. За ней следуют Кения с продуктами Julius Meinl и Восточная Африка с Egoiste.
Изменили привычки
Как сообщили "ДП" в пресс–службе сети "Лента", потребительские привычки и спрос на кофе заметно изменились по сравнению с прошлым годом. Жители Петербурга сократили частоту покупок, что стало результатом снижения потребления на 10–15% в физическом объёме. "Если в конце прошлого года потребитель растворимого кофе разово покупал упаковку большого размера, то начиная с апреля–мая 2022 года такой клиент не только стал приобретать продукт реже, но и начал предпочитать упаковки меньшего объёма. В зерновом кофе покупатели гипермаркетов всё так же предпочитают большие упаковки, весом килограмм. Однако с апреля мы видим тенденцию на переключение с премиального сегмента на более дешёвый", — отмечают в пресс–службе.
Также представители ретейлера выделяют стабилизацию продаж молотого кофе (его выбирают как более экономный вариант). В "Ленте" подчёркивают, что основными причинами роста цен в конце прошлого года стали заморозки на кофейных плантациях в основной стране произрастания кофе — Бразилии. Из–за нехватки зелёного зерна отпускные цены на сырьё выросли почти на 50% за год. Ситуацию усугубили изменение цепей поставок, курсы валют, нехватка упаковочных материалов. "Полочная" инфляция к сентябрю составила более 25%. Однако некоторые ретейлеры сдерживают цены. Продолжающийся с 2018 года гражданский конфликт в Эфиопии в свою очередь негативно повлиял на поставки кофе из этой страны.
Представители других опрошенных "ДП" сетей подтверждают рост закупочных цен. В пресс–службе Metro рассказали, что производители аргументируют это подорожанием сырья и логистики.
Также ощутимым для ретейлеров и покупателей стал уход Paulig. Однако, как ранее сообщал "ДП", компания "МилФудс" начала выпускать в России на бывшем заводе Paulig кофе под новым брендом Poetti. Предполагалось, что в магазинах продукт появится в сентябре. В Metro отмечают, что компании удалось отсрочить уход Paulig с полок магазинов. "Также мы расширили представленность бренда Rioba (собственная торговая марка Metro) на полке в данной категории. Мы уже наблюдаем существенный рост его продаж. В сложившейся ситуации товары под собственными марками помогают восстановить ассортимент. Например, мы значительно расширили линейку капсул для кофемашин, которые сейчас востребованы и у b2b–, и у b2c–клиентов", — поделились в компании.
В "Магните" тоже указали, что Paulig был популярен в Петербурге и имел своего потребителя. Poetti в сети магазинов планируют начать продавать в ближайшее время. Представители компании также добавили, что за последние 8 месяцев наблюдали рост продаж кофе на 20% в натуральном выражении год к году. В пресс–службе "Ленты" отмечают, что потребители, предпочитающие жареный кофе, достаточно быстро переключились с Paulig на другие бренды — Egoiste, Bushido, Jardin и т. д., в том числе на менее известные марки.
О вкусах не спорят
Потребление горячих напитков обычно увеличивается в холодные сезоны. По данным пресс–службы "СберМаркета", в Петербурге чай покупают на 45% чаще, чем кофе. "Спрос на горячие напитки меняется в зависимости от сезона и достигает пика в ноябре–декабре, когда потребление вырастает почти в 3 раза по сравнению с летними месяцами. Примечательно, что в процентном соотношении интерес к кофе в холодные месяцы увеличивается сильнее — на 210% (для чая эта цифра составляет 188%)", — рассказали в компании.
Более половины всех проданных упаковок кофе приходится на растворимый. В 23% случаев покупатели приобретают молотый и ещё в 17% — в зёрнах. Кофе в капсулах покупают в 9% заказов. В городе на Неве за последний год среди топ–продуктов из категории кофе оказался растворимый напиток Nescafe Classic Crema.
Посетители кофеен стали больше экспериментировать, пробовать новые вкусы. Как рассказал шеф–пекарь и совладелец пекарни "Hobz ремесленный хлеб" Махмуд Буссельми, в последние месяцы держится высокий спрос на дрип–кофе и фильтр–кофе. Бизнес тоже пошёл на некоторые эксперименты.
"Мы видим тренд на уход от больших корпораций к special–обжарщикам. У них хорошо выстроена логистика, большой выбор кофемашин. Много хороших обжарщиков в Петербурге и Москве. Также это направление активно развивается на Кавказе", — говорит он.
Не выходя из дому
Тренд на онлайн–покупки уже давно прочно захватил сферу продуктов питания и напитков, в том числе он оказался актуален и для кофеманов. В пресс–службе "Авито" указывают, что в сентябре продажи напитка на платформе выросли в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На площадке есть предложения от компаний, занимающихся оптовой торговлей, и небольшого бизнеса, продающего кофе собственной обжарки, оптом и в розницу. Сейчас размещено более 200 объявлений о продаже кофе в Петербурге.
В Ozon тоже подтверждают стремление петербуржцев покупать кофе на онлайн–площадках. Там рассказали, что быстрее всего растёт спрос на растворимый кофе: его продажи выросли почти в 2 раза в годовом сравнении. На втором месте — кофе в зёрнах, спрос на него вырос на 96% год к году. Пользователи отдают предпочтение чистой арабике или бленду арабики и робусты в упаковках весом 1 кг. Среди кофе в капсулах жители Петербурга и области предпочитают капучино, американо и латте макиато.
Также в компании заметили, что многие пользователи предпочитают заменять кофе на цикорий и кэроб. Продажи цикория на Ozon за 9 месяцев выросли почти в 2 раза год к году, кэроба — на 79%. Чай петербуржцы почти одинаково выбирают как пакетированный, так и листовой — спрос на оба формата увеличился на 103% год к году.