Петербург — город, который на протяжении всей истории существования был инновационным и прогрессивным центром России, стал "городом-музеем", застывшим в развитии. При этом потенциал, ресурсы и возможности для развития огромны. Для преодоления стагнации, создания образа нового Петербурга необходима стратегия и "революция в умах", считают эксперты онлайн-дискуссии "Бренд Петербурга", организованной проектом Retrogradu.Net и отделом конференций РБК Петербург.
С момента основания Северная столица была в авангарде: созданный с нуля город стал источником передовых идей в архитектуре, промышленности, науке и культуре.
“
"Парадоксально, что Петербург, который когда-то был символом инноваций, новизны, революции, сейчас превратился в символ ретроградности. Трагично, что у него нет символа будущего, это город-музей и больше ничего нет. Очень хочется, чтобы появилось новое видение, и, мне кажется, петербуржцам нужна некая революция в умах. Например, Лахта-Центр — это, действительно, шедевр современной архитектуры, но петербуржцы, выросшие в районе Смольного и Невского проспекта, видят и признают только памятники. Мне кажется, надо повернуться к прошлому хотя бы боком и увидеть будущее", — говорит президент бизнес-школы АМИ Маргарита Датская.
С ней согласен профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, генеральный директор АНО МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Леонид Лимонов: "Конечно, новый Петербург — сочетание Западного скоростного диаметра и Лахта-Центра, это какой-то современный мегаполис XXI века. Мне кажется, надо уходить от образа мёртвого города музеев. То, что осталось от прошлого века, не работает на будущее. Нужно создавать бренд, отличный от музеев, от XIX века, от имперской столицы. Если к этому добавить живое и современное, будет очень здорово. И наверное, делая ставку на молодёжь, мы не ошибемся, ведь именно она — источник инноваций".
По мнению жителя Москвы, совладельца digital-агентства Fistashki Павла Таргашина, у Петербурга есть свой образ и он включает три составляющие: "Спорт, люди и архитектура. Безусловно, история, огромное количество музеев. Я знаю, что это кладезь информации, но нет понимания, почему я должен их посмотреть. И это может быть точкой роста: привлечь внимание к культурным объектам, заинтересовать. Вторая ассоциация для меня и многих "непетербуржцев": Петербург — спортивная столица. Большие клубы, классная организация мероприятий, возможность массовых забегов через центральные улицы, и это, кстати, прекрасная возможность увидеть город. Третье — люди: у них есть "самость", нетривиальное мнение, какая-то аутентичность".
"У Петербурга огромное количество подоснов, на которых можно создать бренд современного города, но не существует ключевой концептуальной линии, и непонятно, как город будет развиваться. Тем не менее можно начать с архитектуры, известной всему миру, это и есть основа бренда, но и создание чего-то нового необходимо", — убеждён урбанист, продюсер городских проектов Алексей Онацко.
В качестве удачного примера брендинга территории Маргарита Датская привела новый образ Хельсинки: "Это хороший пример, когда у небольшого города в небольшой стране появился статус центра, потому что они поставили целью стать информационным хабом, начали создавать и строить под это всё. У Петербурга сейчас нет цели".
Городу необходима стратегия развития бренда Петербурга, считают эксперты. Последняя публичная разработка была в 2014 году. "После этого, по моим сведениям, администрация несколько раз корректировала данные и ключевые индикаторы, но публичного широкого обсуждения целей и тем более мастер-планов не было. Если стратегия есть, она какая-то секретная, мы можем о ней догадываться по делам, но почитать и сравнить не можем", — отметил Леонид Лимонов.
При этом, стратегия бренда — не финальный документ, а инструмент, который позволяет формировать новую среду. По мнению спикера, одной из идей для создания бренда могла бы стать "зелёная повестка": "Петербург можно позиционировать не только как город культуры, памятников и хороших ресторанов, но и как город экологии: передовые решения с тем же мусором, водой, воздухом, возобновляемыми источниками энергии. "Зелёный Петербург" для молодой продвинутой публики был бы очень сильным брендом. Но он должен основываться на реальных процессах и приоритетах".
Участники дискуссии предложили своё видение бренда города. Основатель BS Аrt Development Group Александр Басалыгин считает, что Северной столице стоит продолжать развитие тех сегментов, что уже стали частью городских маршрутов: "Петербург — город креативных пространств, это уникальная столица, где формируется очень много андеграундных явлений. Я помню первые клубные движухи конца нулевых. Те, кого называют хипстерами, появлялись в Петербурге, а потом уже в Москве, и сейчас продолжается бурление клубной жизни. Мне кажется, что Петербург сам формирует и выдаёт много разных вещей в области культуры, бизнеса, и главное — этому не мешать".
По мнению Павла Таргашина, комьюнити Питера может стать одной из составляющих бренда: "Если бы я участвовал в какой-то рабочей группе, то пытался бы продать это. Безусловно, должна быть инфраструктура. Например, комьюнити стартаперов или креативной индустрии, что сейчас пытается продвигать Москва, мне кажется, это та вещь, которую Петербург может перехватить".
По мнению участников дискуссии, городу для развития необходимы разные импульсы. Эксперты привели примеры ярких мегапроектов, которые меняют восприятие Петербурга: ЗСД, преобразование Кронштадта, который становится точкой притяжения, общественное пространство с парком и современной архитектурой на Охтинском мысе, Лахта-Центр, изменивший Приморский район и ставший символом нового Петербурга. Но важны и локальные.
По словам Алексея Онацко, общемировая практика показывает, что города децентрализуются, и в каждом районе должен быть свой деловой и культурный центр. Но для реализации любых проектов необходима стратегия развития, поскольку без подключения городских государственных институтов, без внятного мастер-планирования невозможно достичь устойчивых результатов, резюмирует эксперт.