Загазованность улиц Петербурга стала угрозой для памятников архитектуры

Автор фото: Сергей Ермохин

Загазованность улиц в Петербурге губит не только деревья на Невском, но и памятники архитектуры в центре.

По словам чиновников, неблагоприятная среда заставляет ремонтировать здания снова и снова. По данным системы "Контур.Закупки", в пятницу завершилась подача заявок на конкурс по реставрации Московских ворот начальной ценой 332,5 млн рублей. Предыдущая большая реставрация ворот проводилась не так уж давно, в 2001 году.
Как пояснила "Деловому Петербургу" пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова, во время работ двадцатилетней давности в элементах декора было найдено много вставок из простой стали вместо меди. Выполнена реставрация элементов декора, повреждённые фрагменты стилобата были отремонтированы, ворота окрашены в первоначальный цвет. А также "ворота вновь обрели позолоченные литеры памятной надписи на русском языке и латыни, которые не восстановили в 1961 году".
Речь, очевидно, идёт о надписи "Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши", которую в советское время не стали восстанавливать по идеологическим причинам. Однако дело не сводится к подновлению этой надписи.
"В связи с тем, что ворота находятся в районе с интенсивным движением транспорта и подвергаются агрессивному воздействию окружающей среды (загрязнения, загазованность), конструкции объекта, кровля, декоративные элементы, крепления скульптур, поверхность чугуна и стыки чугунных колец требуют реставрации", — сообщила пресс–секретарь КГИОП. Она добавила, что срок гарантийных обязательств, который устанавливается в соответствии с действующим законодательством, — не менее 3 лет (какой может быть максимальный срок, представительница комитета не уточнила).

Начать с оздоровления

В документе под названием "Петербургская стратегия сохранения культурного наследия" (соответствующее постановление городского правительства было утверждено в 2005 году) декларируется, что "общими мерами приостановления разрушения" объектов наследия является "сокращение источников загрязнения и вибрации: отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель" (правда, непонятно, как можно ограничить движение в районе тех же Московских ворот).
Там же утверждается, что "ускорение физического разрушения объектов культурного наследия антропогенными и природными факторами представляет угрозу их “выживанию” и возможности быть переданными будущим поколениям" и "диспропорция между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей, постоянно возрастает".
Заметим, трудно уяснить, как это всё соотносится с регулярными заявлениями, что качество атмосферного воздуха в городе в норме, что подтверждается передвижными станциями наблюдения. Впрочем, утверждения о нормальном состоянии атмосферы и о её пагубном влиянии на памятники проистекают из разных органов власти.
На практике в комитете по охране памятников не первый раз ссылаются на агрессивные воздействия при принятии важных решений. "Загазованная городская среда с влажным климатом и длительным периодом отрицательных температур" использовалась в качестве аргумента для нанесения защитной плёнки на фасады Казанского собора, которую многие петербуржцы восприняли как перекраску.
"Горожане, которые при реставрации колоннады собора в 2015 году переживали по поводу изменения привычного “закопчённого” цвета собора, сейчас могут убедиться: под воздействием окружающей среды фактура камня вновь проявилась", — отмечали в 2019 году в КГИОП.

Сырые и недоделанные

Между тем Московские ворота не единственный памятник, который пришлось переделывать спустя, на первый взгляд, не слишком продолжительное время, и причины при этом не ограничиваются загрязнённой окружающей средой (если не понимать это выражение слишком широко и метафорически). Известна, скажем, история с реставрацией БДТ, где часть работ пришлось переделывать, или с Консерваторией (где сменяли друг друга подрядчики, не очень справлявшиеся с порученными им работами).
"ДП" писал и о менее заметных объектах. Среди них — Каменноостровский театр. По условиям заключённого недавно дирекцией театра с КГИОП мирового соглашения, театру необходимо отреставрировать сделанную из известняка широкую лестницу стилобата и четыре террасы, а также выполнить ремонт плафона зрительного зала. Здание Каменноостровского театра прошло в 2007–2012 годах масштабную реконструкцию для нужд БДТ с устройством подземных пространств. То есть времени прошло примерно вдвое меньше, чем в случае с Московскими воротами.
Директор реставрационной компании ООО "АСМ" Алексей Михайлов в комментарии для "Делового Петербурга" высказывал мнение, что, с его точки зрения, с учётом уровня вложений в проект здание ещё не должно было требовать повторной реставрации и, по–видимому, можно говорить о том, что отдельные работы выполнены некачественно.
Юрист–градозащитник Павел Шапчиц среди примеров вызывающих вопросы реставраций в комментарии "ДП" привёл ограду Аничкова дворца. На неоднозначные решения обращали внимание в сообществе специалистов по металлу: отсутствие одного из чугунных копий, щели в горизонтальных звеньях, оставшиеся следы пескоструйных работ. Впоследствии проверка Минкульта выявила нарушение порядка согласования проектной документации. Также эксперт обратил внимание на дом на Малоохтинском пр., 94, как на пример объекта культурного наследия. "Там потратили 40 млн на фасад, а когда стало всё валиться, вспомнили про крышу, отливы, герметизацию балконов, отмостку, цоколь", — поделился своим видением событий Шапчиц.
Руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник обобщал проблемы городского реставрационного комплекса в колонке, которую эксперт готовил для Архитектурного рейтинга "ДП". В этом тексте он отметил, что "сырые, недоделанные проекты и бесконечные переделки в процессе реставрационных работ" являются следствием того, что "все государственные институты в области реставрации перестали существовать" на фоне нехватки кадров и несовершенства конкурсных процедур. Впрочем, отдельные организации пытаются сохранить опыт в сфере проектирования и реставрации, считает эксперт.