Всё чаще девелоперы вынуждены участвовать в развитии транспортной инфраструктуры своих проектов. Бюджетных средств на современные виды общественного транспорта не хватает.
На прошлой неделе три застройщика, реализующие крупные проекты в Новосаратовке, — Setl Group, группа ЦДС и группа "Самолёт" — подписали соглашение с Региональным агентством транспортной инфраструктуры о сотрудничестве при проведении предпроектного этапа строительства трамвайной линии Новосаратовка — Петербург.
Стоимость предпроектных работ оценивается в 25 млн рублей, весь проект строительства — в 18 млрд рублей. Вклад застройщиков в будущую трамвайную линию будет соразмерен застраиваемой площади, предпроектные работы начнутся в этом году.
Под комплексную застройку в Новосаратовке отведено около 700 га. ГК ЦДС намерена возвести 2,5 млн м2 жилья на 450 га. У Setl Group и группы "Самолёт" — 40 и 80 га соответственно. Если их проекты будут реализованы, население Новосаратовки может достичь 400 тыс. (несколько лет назад в деревне проживали 500 человек).
Кроме трамвая к новому городу–спутнику подведут и дорогу. Областные власти намерены получить на это инфраструктурный кредит. Разработкой проекта по трёхстороннему соглашению с правительством Ленинградской области и Региональным агентством транспортной инфраструктуры занимается группа ЦДС.
"Проект строительства трамвайной линии, так же как и развитие дорожной сети в районе Новосаратовки, позволит синхронизировать возведение жилья с актуализацией транспортной инфраструктуры в локации", — уверен Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.
Сейчас в Новосаратовку ведёт только одна дорога — Октябрьская набережная. Этот путь вдоль правого берега Невы долгое время являлся одним из наименее загруженных выездов из Петербурга. Но в последние годы активная застройка набережной всё чаще приводит к пробкам.
"Чижик" прилетел
Первым застройщиком, который активно вписался в развитие общественного транспорта, стала группа ЛСР. Девелоперу было необходимо обеспечить транспортную доступность своего планируемого жилого проекта–миллионника на месте Ржевского аэропорта. Поэтому компания пролоббировала создание Транспортной концессионной компании (ТКК), которая в 2016 году подписала с городом соглашение по развитию трамвайной сети в Красногвардейском районе сроком на 30 лет.
Суммарно в строительство и реконструкцию маршрута от станции метро "Ладожская" в район Ржевки было вложено 15,3 млрд рублей, из которых 2,9 млрд — из бюджета Петербурга. Первые маршруты запустили в 2018 году, полноценно проект заработал в сентябре 2019–го. Но освоение Ржевки по разным причинам всё время откладывалось, и весной 2021 года ЛСР вышла из состава акционеров ТКК.
Путь на юг
Строительство трамвая на юге Петербурга, который соединил бы метро "Купчино" и Славянку, обсуждали более 6 лет, прежде чем в 2019 году было наконец заключено концессионное соглашение. Толчком к этому стал проект строительства кампуса Санкт–Петербургского университета, который разместится в зоне отсутствия инфраструктуры, фактически в поле.
В итоге Смольный подписал соглашение с ООО "Балтнедвижсервис" (90% принадлежит ГК "АБЗ–1", 10% — Газпромбанку) о создании комплексного инфраструктурного проекта под рабочим названием "Славянка". Оно предусматривает строительство выделенной линии скоростного трамвая протяжённостью 21 км от Балканской площади через посёлок Шушары до микрорайона Славянка. Планируется построить надземные сооружения, трамвайное депо, остановочные павильоны и приобрести 22 современных низкопольных трамвая. Объём частных инвестиций в проект составит 25,9 млрд рублей.
Для АБЗ–1 это, с одной стороны, профильный проект — компания занимается, в частности, строительством дорожных сооружений. С другой — предприятие давно собирается выйти на рынок жилищной застройки.