07:1428 октября 202207:14
7480просмотров
07:1428 октября 2022
Смольный готовит поправки в ПЗЗ, после того как суд признал незаконной ту их часть, где подразумевается Градостроительная комиссия. С её помощью чиновники заставляют застройщиков строить соцобъекты.
Как сообщили "ДП" в комитете по градостроительству и архитектуре, 21 октября было подписано постановление правительства о подготовке изменений в Правила землепользования и застройки. Это сделано "в целях устранения неопределённости правовой нормы" в одном из пунктов этих правил (при этом свои предложения на общественных обсуждениях традиционно смогут подать все желающие горожане). Срок подготовки проекта — 28 ноября.
Третьим пунктом не вышли
Поправки приходится вносить из–за судебного решения по иску частного лица (собственника одного из участков в городе), которому отказали в выдаче разрешения на постройку жилья. Давая отказ, чиновники сослались на пункты ПЗЗ, требующие подтверждения обеспеченности жилых кварталов объектами социальной инфраструктуры одним из нескольких способов.
Таких способов в ПЗЗ пока что три. Первый — включение будущих школ, детских садов и других социальных объектов в городскую адресную инвестиционную программу. При подобном подходе они строятся за счёт бюджета. Второй — наличие утверждённого проекта планировки территории (поскольку он должен предусматривать размещение социальных объектов), но при условии: либо соцобъекты, опять же, включены в АИП, либо "создание указанных объектов подтверждается документом, из которого следуют обязательства физических или юридических лиц по созданию таких объектов". Третий способ позволял ограничиться только наличием "документа, подтверждающего обязательства физического или юридического лица по созданию объектов обслуживания жилой застройки".
Истец счёл эти пункты противоречащими Градкодексу — как прямо им не предусмотренные. В апреле Петербургский городской суд отказал в иске, однако в августе заявителю удалось одержать победу в апелляции. При этом незаконным был признан только третий пункт — о требовании документа, подтверждающего обязательства застройщика по социальным объектам. Против требования других вариантов подтверждения обеспеченности новостроек соцобъектами правосудие возражать не стало. На суде сочли, что они "содержат конкретные требования, носящие общий характер для всех субъектов…".
А вот что касается третьего пункта, требования с застройщика документа, здесь с точки зрения суда имеет место неопределённая правовая норма. "Механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения", — отмечается в решении. Однако в данном случае этого не наблюдается. Выделяя документ, подтверждающий обязательства по созданию социалки в качестве самостоятельного способа (в отсутствие ППТ и АИП), норма не раскрывает "существо" такого документа и не содержит "объективных критериев", которые должны в нём содержаться, рассудил суд апелляционной инстанции.