Новости об уходе или перестроении бизнеса в России в самых разных сегментах, звучавшие ещё в феврале нынешнего года, продолжают поступать до сих пор. Часть компаний уже заявили о полном прекращении работы в стране, другие остались или были проданы, а затем открылись под новыми именами. Как меняется иностранный бизнес в России, выяснял "ДП".
Буквально на днях стало известно, что часть магазинов Zara останется в нашей стране. По сообщению ряда СМИ, владелец бренда одежды — испанская компания Inditex — планирует продать бизнес одной из крупных групп в Ливане, которую российские власти не считают "недружественной". В России испанцам принадлежат более 500 торговых точек, но пока заявлено о планах по открытию всего четырёх магазинов весной следующего года. Судьба остальных пока неизвестна.
Архив "ДП"
Ранее по схожей схеме возобновили работу магазины, принадлежавшие польской LPP SA, управляющей брендами одежды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay — бизнес был продан зарегистрированной в ОАЭ компании. Кроме того, на этой неделе стало известно, что холдинг Yum! Brands собирается передать свои рестораны KFC в России местному партнёру. Ожидается, что в нашей стране они будут работать под вывеской "Ростикс". Всего же, по данным Центра стратегических разработок, около трети крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, ещё 15% решили покинуть её через передачу новому собственнику российского подразделения, а 7% заявили о полном уходе с отечественного рынка без продажи бизнеса.
Быть или не быть
Четыре отеля сети Marriott International ex. Moscow Marriott Novy Arbat, ex. Courtyard Moscow City Center, ex. Renaissance St. Petersburg Baltic и ex. Renaissance Samara после ухода Marriott с российского рынка сформировали собственную Управляющую компанию ActivHotels. Управляющим был назначен Самвел Манукян, который с прошлого года руководил московским отелем сети на Новом Арбате. Как рассказывают в компании, главным приоритетом в работе стало сохранение высокого уровня обслуживания, сервиса и услуг, чтобы, в первую очередь, удержать постоянных клиентов. Для них не только оставили прежние привилегии, но и добавили новые: например, появилась программа лояльности "Три столицы" — с этой картой у гостя есть доступ к cкидкам на все услуги в любом из отелей группы ActivHotels. Сами объекты размещения получили новые названия. Управляющая компания планирует активно развивать новый бренд на основе многолетнего опыта, полученного за время работы отелей в составе крупнейшей гостиничной сети. Renaissance St. Petersburg Baltic получил имя "Ренартисс Исаакий" и обновил формат "Семейный Люкс", происходит реновация других категорий номеров, планируются изменения части пространства на первом этаже, отметили в ActivHotels.
Люкс с видом на Исаакиевский собор в отеле "Ренартисс Исаакий"
Ещё из новшеств: отель Moscow Marriott Novy Arbat переименовался в "Звёзды Арбата" и объединился с апартаментами. Теперь эти объекты работают под одним названием — "Звёзды Арбата" Отель и Апартаменты 5*.
"Звезды Арбата" Отель и Апартаменты 5*
Отель "Арткорт" (Courtyard Moscow City Center) в Москве планирует в ближайшее время обновление ресторанной зоны и лобби.
Отель "Арткорт"
А "Реальянс Самара" (Renaissance Samara) продолжает обновление своего номерного фонда и работает над новой концепцией семейного отеля в Самаре.
"Реальянс Самара"
Всего же в фонде ActivHotels 738 номеров. В связи с уходом популярных систем букинга в компании решили активно продвигать сайт, чтобы сделать его основным каналом бронирования для гостей отелей.
По западным стандартам
Массовый приход иностранных гостиничных сетей в Россию начался в двухтысячных годах, вспоминает Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга. Главной задачей тогда считали привлечение иностранцев, привыкших к высокому уровню комфорта и сервиса, в российские города. "В те годы остро стоял вопрос с управленцами и качеством услуг. Но сейчас хороших топ-менеджеров в России достаточно. Справятся ли они с отелями из западной сетевой системы и смогут ли создать на их базе отечественный аналог, это пока вопрос", — подытожила она. Леонид Гарбар, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России уверен, что достаточно придерживаться выработанных правил. "Главное, чтобы жёстко держали исполнение тех корпоративных стандартов, которые были. Инструкции ведь у них есть! Не может же компания уйти и забрать все документы с собой", — пояснил эксперт.
Следующий вопрос — как "продвигать" отели в России после ухода крупнейших западных агрегаторов? С одной стороны, ситуация напоминает "добукинговый" период, когда появилось множество систем бронирования, и в отелях был целый штат сотрудников, занимавшихся заключением договоров с различными площадками, вспоминает Буйлова. С другой стороны, сейчас на рынке работают уже около 30 отечественных агрегаторов, но процессы теперь более автоматизированы. Не стоит забывать и о сотрудничестве с турфирмами.
Опрошенные "ДП" эксперты уверены, что туристический рынок Петербурга в ближайшее время если и пострадает, то не сильно, потому что путешественники всё равно продолжат посещение российских городов. Делать прогнозы сейчас дело неблагодарное. Однако цифры подтверждают, что только за 9 месяцев этого года турпоток в Петербурге достиг около 6,4 млн человек, из них 180 тыс. составили иностранные туристы. Этот показатель почти на 19% выше данных за тот же период 2021 года.