Частичная мобилизация показала, что за долгие годы спокойной жизни бизнес и военные утратили практически все связи, налаживать которые пришлось оперативно и в ручном режиме.
О проблемах прошедшей частичной мобилизации, нюансах бронирования и будущих задачах говорили на закрытом круглом столе, прошедшем в редакции "ДП" при участии вице-губернатора Ленинградской области Михаила Ильина, военного комиссара Ленобласти Виталия Негребы и крупнейших компаний региона.
Защита бронью
В Ленинградской области существуют федеральная, региональная и муниципальная системы бронирования, в которые включают предприятия, выполняющие гособоронзаказ и мобилизационные задания. Новелла, придуманная в Ленобласти, касается системообразующих предприятий. Их список составлен комитетом экономического развития и будет расширяться за счёт тех компаний, которые помогут обеспечить автономную жизнь региона в случае возможных угроз. "Существует на самом деле куча списков, что мне не очень нравится, мы работаем над систематизацией и выработкой одного", — сказал Михаил Ильин.
Бронирование, согласно законодательству, должны были осуществлять в мирное время, т.е. до сентября. Возможный процент бронирования — 75% личного состава. "У воинского учёта две задачи — учесть мобилизационный ресурс и не разукомплектовать предприятия. Для этого и создано бронирование, которое было проигнорировано в мирное время", — заявил Виталий Негреба, назначенный военным комиссаром Ленобласти уже после старта мобилиизации. Он пояснил, что по решению региона уже после объявления частичной мобилизации бронирование в Ленобласти не остановилось.
"Но не все военкоматы отнеслись к этому с пониманием, это их личная инициатива, но игнорировать её невозможно", — заметил Михаил Ильин. В итоге многие вопросы решали в ручном режиме. На встрече с бизнесом Виталий Негреба призвал предпринимателей обращаться к нему напрямую, чтобы снять часть нагрузки с чиновников, продиктовав под запись свой личный номер мобильного и адрес военного комиссариата.
Кому отсрочку?
Отсрочку предоставляют, чтобы предприятия продолжали бесперебойную работу. Чётко описанных критериев для бронирования не существует. Перечень должностей для бронирования утверждён ещё в советское время и с сегодняшними реалиями имеет мало общего (в Ленобласти указывали актуальные должности согласно действующему штатному расписанию). Списки составлялись по заявкам самих предприятий, включать в них должны тех, найти замену которым в течение 3-4 месяцев не представляется возможным, т.е. уникальных специалистов на ключевых должностях. Что получилось на деле? Как рассказали представители предприятий, зачастую обращения в районные военкоматы и в администрации районов оставались без ответа, письма предприятий, личные обращения не работали. Более того, по отправленным спискам для бронирования часто сразу же приходили повестки, поскольку военкомы воспринимали списки как рекомендательные. Районные администрации поддерживать бизнес стремились далеко не всегда.
“
"К сожалению, в военкоматах и районных администрациях мы столкнулись с тем, что отправленные списки отклонялись. Это неразумно, поскольку цифры по призыву для области достаточно маленькие. Главы администраций могли собраться с представителями промышленности, ГУПов, МУПов и пр., и решить этот вопрос за одну-две недели", — считает Михаил Ильин.
Заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Юлия Косарева отметила, что отдельные предприятия подавали в списки для бронирования очевидно рядовых сотрудников, спешно увеличивали штат и пересматривали штатную структуру. Выявить такие случаи не составляет особого труда, поскольку в рамках мобилизационных мероприятий правительство наладило взаимодействие со всеми органами власти, включая налоговые.
После призыва
Военный призыв проводился в современной России впервые, ранее он объявлялся только в начале первой мировой войны и Великой Отечественной. Это во многом объясняет сложности, возникшие во время частичной мобилизации. Предприятия не вели воинский учёт своих военнообязанных сотрудников, как следствие, у военкомов не было реальной базы — она начала формироваться во время мобилизации. Проблемы возникли даже с листами бронирования (форма 4), которые выдают официально получившим отсрочку гражданам. Документ относится к бланкам строгой отчётности и изготавливается АО "Гознак". Получить их можно только в военкомате, но в военкоматах города и области бланков строгой отчётности не оказалось.
После завершения частичной мобилизации, стартовавшей в сентябре, из аврального режима работа по воинскому учёту должна перейти в плановую. Но этим дело не ограничится. "После проведения мобилизационных мероприятий будем обсуждать, чем вы можете быть полезны области, — обратился к предприятиям Михаил Ильин. — Региону надо обеспечивать себя самостоятельно. Предприятия, которые позволят закрывать все потребности по товарам и работам, включат в список регионального бронирования. На составление такого перечня уйдёт до полутора месяцев".
"Номенклатурный список уточняем", — добавила Юлия Косарева, уточнив, что в список войдут инновационные предприятия и предприятия, работающие по линии импортозамещения, те, кто могут обеспечить восстановительные работы и пр.
Параллельно Ленобласть заканчивает начатую в декабре прошлого года работу по корректировке плана гражданской обороны и защиты населения. Уже к декабрю будет готов новый план ГО, который включает в себя все возможные сценарии, говорит Михаил Ильин. Также регион приступает к ревизии защитных сооружений (убежищ и укрытий) на предприятиях и в жилых домах.
"Посмотрите, что у вас с защитными сооружениями, они должны быть и должны быть приведены в надлежащий вид. Уделите этому внимание, — призвал предпринимателей вице-губернатор. — Если таких объектов не существует, надо об этом сообщить".