В Смольном собрались решить проблему обслуживания магистралей, официально не введённых в строй: передать от одного комитета другому.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) разработал проект постановления правительства, которым предлагается изменить существующий порядок взаимодействия органов власти при передаче полномочий по обслуживанию построенных дорог.
По ныне действующим правилам комитет по благоустройству берёт их на баланс только после регистрации права собственности и учёта автомобильной дороги в Реестре собственности Петербурга. Всё это, в свою очередь, возможно оформить только при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию. Одновременно после регистрации права собственности объект включают в постановление правительства с перечнем автомобильных дорог Петербурга. И как только Комблаг учтёт дорогу в соответствующих адресных программах, она считается переданной.
"Указанная процедура занимает от 6 до 12 месяцев. При возникновении каких–либо обстоятельств она может быть увеличена на неопределённый срок. Внесение изменений в 187–е постановление (о порядке взаимодействия органов власти. — Ред.) позволит осуществить передачу построенных объектов комитету по благоустройству в кратчайшие сроки и тем самым обеспечить более качественное содержание вновь построенных объектов", — пояснили "ДП" в КРТИ.
В частности, там предлагают передавать Комблагу объект дорожной инфраструктуры для временного содержания и обслуживания в течение 3 дней после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. Компанию, которая в этот период будет выполнять работы, до закрепления за специализированной организацией предлагается выбирать по специальному порядку.
В исключительных случаях КРТИ предлагает передавать дороги Комблагу на временное содержание и до получения разрешения на ввод в эксплуатацию — сразу после утверждения документа о готовности объекта для открытия движения транспорта. В пояснительной записке отмечается, что рабочее движение открывается на них на основании акта комиссии, в которую входят все заинтересованные стороны, в том числе ГИБДД.
"Подписание указанного акта представителями УГИБДД подтверждает безопасность дорожного движения на объекте, при этом с момента пуска движения объект перестаёт быть территорией строительной площадки, обязанность по содержанию и обслуживанию которой имеется у подрядчика. Объект становится автомобильной дорогой, содержание и обслуживание которой до получения разрешения на ввод в эксплуатацию должен обеспечивать заказчик", — отмечается в документе.
Напомним: в Петербурге сложилась многолетняя практика открывать дороги и другие инфраструктурные объекты недоделанными, достраивая на ходу и только после этого вводя в эксплуатацию. Раньше их содержанием в этот период занимались подрядчики, потом эту обязанность взял на себя город в лице КРТИ.
Как ранее сообщали "ДП" в комитете, у них есть отдельная целевая статья для этого. Финансирование по ней на 2021 год составляло 193,4 млн рублей, на 2022–й заложено 235,8 млн рублей, на 2023–й — 145,8 млн. В перечне 23 объекта вместо 34 годом ранее.
В КРТИ делают акцент на том, что полномочиями по содержанию дорог регионального значения наделён именно Комблаг, по заказу которого в городе этим занимаются специализированные эксплуатирующие организации. КРТИ же, в свою очередь, занимается строительством и ремонтом магистралей.
"КРТИ в рамках адресных программ в основном осуществляет только мероприятия по комплексной уборке проезжих частей и тротуаров. И только при наличии достаточного финансирования предусматриваются дополнительно мероприятия, такие как покос газонов, очистка поверхностей от граффити и т. п. Комитет по благоустройству предусматривает работы, направленные на обеспечение безопасности и организации дорожного движения, и мероприятия по содержанию зоны зелёных насаждений", — пояснили в этом комитете.
В Комблаге эту инициативу соседнего ведомства не прокомментировали. Можно предположить, что комитету по благоустройству содержать дороги дешевле за счёт того, что его подрядчики получают лоты большого объёма. Плюс этим занимаются специализированные компании, имеющие в своём арсенале необходимую технику и опыт. В случаях же, когда подрядчиков для содержания объектов ищет КРТИ, чаще всего контракты достаются менее знакомым со спецификой работ компаниям, не замеченным на генподряде у Комблага.
Транспортный инженер Дмитрий Баранов говорит, что мотивация КРТИ понятна: это проблема старая и нужно было её как–то решать.
"Понятно, что Комблаг имеет нужную материальную базу и компетенции, чтобы обслуживать дороги. Для КРТИ это непрофильная деятельность. Но мне кажется, что это в значительной степени “костыльное” решение. Ведь проблема изначально в том, что сдача объектов в эксплуатацию слишком затягивается. И мы видим, что объект построен, по нему открыто движение, но он ещё долго считается не принятым в эксплуатацию, хотя по факту эксплуатируется. Реальность расходится с формой. И эту проблему нужно было решать прежде всего. Упростить процедуру, сделать её более гибкой", — считает Дмитрий Баранов.
С другой стороны, когда на объекте движение открыто, но есть ещё какие–то недоделки, не совсем ясно, как будет распределяться ответственность, говорит эксперт. Допустим, Комблаг в рамках своих обязанностей должен содержать дорогу в чистоте и исправности. Но что, если подрядчик внезапно решил что–то переделать, никого не предупреждая, повредил покрытие, развёл грязь? Будет ли это устранять подрядчик, или это теперь проблемы Комблага?
"Возможно, это как–то урегулировано. В целом не думаю, что что–то радикально поменяется в качестве уборки. Сейчас состояние несданных объектов зависит от подрядчиков и может различаться. Но и к Комблагу по качеству уборки тоже есть вопросы, особенно зимой. И дополнительная нагрузка тут вряд ли пойдёт на пользу. Думаю, что городу нужны какие–то более обширные преобразования в обслуживании дорог, существующая система выстроена не оптимально", — считает Дмитрий Баранов.