Отельеры считают это разумным, но только при целевом расходовании собранных средств.
Вице–губернатор Санкт–Петербурга Алексей Корабельников заявил, что в Северной столице могут разрешить отелям брать с туристов курортный сбор. На днях президент РФ поручил правительству разработать и внести в Госдуму проект федерального закона, предусматривающего предоставление субъектам РФ соответствующего права. Решение принято по итогам эксперимента, который стартовал в 2018 году в Краснодарском крае, на Алтае, в Крыму и Ставропольском крае. Размер сбора в этих субъектах составлял от 10 до 100 рублей на человека за сутки.
Исторический вопрос
Президентская инициатива была внесена с подачи губернатора Приморского края Олега Кожемяко, который попросил закрепить за регионами право вводить курортный сбор на заседании президиума Госсовета по развитию туризма в России в начале сентября. Между тем ранее неоднократно высказывались об этом и власти Петербурга.
В 2018 году в Смольном строили планы ввести сбор уже с начала 2020–го. Предполагалось, что размер дополнительной платы, взимаемой с туриста, не будет превышать 2% от стоимости проживания в отеле. Власти также планировали предусмотреть ряд льготных категорий, которые будут полностью освобождены от обложения сбором. Шла речь и о дифференцировании ставки сбора в зависимости от сезона, категории и вида объекта размещения, прочих параметров. Однако для реализации этого плана требовалось внести поправки в Налоговый кодекс РФ. Пролоббировать эту инициативу на федеральном уровне петербургским властям не удалось. Против оказались и некоторые представители бизнеса. Так что до реализации дело так и не дошло. Но мечта о дополнительных деньгах, которые гости города могли бы принести в казну, осталась.
Во время заседания городского правительства 28 июня 2022 года губернатор Александр Беглов твёрдо заявлял, что власти города намерены получить право на туристический сбор. Глава комитета по развитию туризма Сергей Корнеев тоже высказывал мнение, что эта мера подтолкнёт развитие инфраструктуры.
Фунты, франки, евро…
За рубежом практика курортного сбора имеет длительную историю. Средства, полученные от туристов, там направляются прицельно на поддержание и развитие тревел–инфраструктуры. Суммы сильно варьируются от страны к стране, от города к городу и от отеля к отелю.
В Эдинбурге путешественники должны заплатить 2 фунта за сутки пребывания, в Венеции — от 1 до 5 евро, в Риме — от 2 до 7 евро, в Греции — от 0,5 до 4 евро в сутки. Особенно широка градация туристической таксы в Париже: от 0,2 до 5 евро в зависимости от типа и уровня объекта размещения. Чем дороже и выше классом отель, тем больше будет и сбор с туриста. Амстердам взымает 3 евро за сутки, на испанских Балеарских островах — от 1 до 4 евро. В городах Швейцарии нужно заплатить от 0,5 до 6,5 франка в сутки.
Интересно, что в Венеции при помощи курортного сбора намерены бороться с так называемым чрезмерным туризмом. Около 90% посетителей города — это однодневные посетители, которые проводят там мало времени, но вызывают загруженность транспорта и дорог, оставляют после себя мусор. Теперь город планирует ввести плату в размере до 10 евро специально для таких туристов.
А деньги куда?
Петербургские отельеры считают вероятность введения новшества достаточно высокой: городской бюджет, очевидно, нуждается в пополнении. По мнению директора по маркетингу и коммуникациям компании "Ракета" Дарьи Зубрицкой, сама идея вполне рациональна.
"Приток гостей города вызывает дополнительные издержки — организацию туристических локаций, вывоз мусора, поддержание порядка и т. д. Курортный сбор во всех этих случаях может компенсировать затраты", — считает она. Главным в данном случае будет целевое использование денег и прозрачность.
Однако ситуация для предпринимателей неоднозначна. Как указывает генеральный менеджер отеля River Palace Евгений Жук, на плечи отельеров ляжет финансовая нагрузка. Это может сделать их предложение дороже для пользователя, который, в свою очередь, станет отдавать предпочтение более бюджетным средствам размещения. С другой стороны, это может быть позитивным толчком для развития инфраструктуры города, роста турпотока. Но опять–таки представители отрасли хотят видеть, на какие конкретно проекты будут тратиться эти средства.
Обращаясь к опыту применения сбора в регионах, где он уже действует, независимый директор KravtGroup Ангелина Самадова отмечает, что со стороны государства необходима правильная работа по продвижению инициативы не среди бизнеса, а среди гостей. Сейчас большинство людей относятся к ней негативно. "Приезжая на отдых, гости не хотят знать о каких–либо дополнительных налогах, которые заложены в стоимость номера, и не ожидают повышения стоимости при заезде. Нагрузка по разъяснению ложится на отельеров, которые заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения с клиентом", — поясняет она.
Между тем, как показывает мировой опыт, при правильной подаче информации туристы не выступают против доплат. Согласно опросам, проведённым в Эдинбурге, наличие туристического сбора люди считают незначительным фактором. Только 2% респондентов заявили, что не посетили бы город, если бы им пришлось платить налог в размере 1–2 фунтов стерлингов за ночь проживания. Другой опрос показывает, что сбор с путешественников поддержал 51% поставщиков объектов размещения. Дарья Зубрицкая также обращает внимание на опрос, проведённый Ассоциацией местного самоуправления (LGA) Великобритании, который показал, что 53% респондентов считают нужным взимать с туристов небольшой сбор. Исследования выявили, что налог в размере 1 фунта стерлингов за ночь может принести от 238 тыс. до семи с лишним млн фунтов стерлингов в год, в зависимости от региона.
Хлопот прибавится
Технических деталей, которые понадобится уладить отелям, немало.
"Необходимо будет перенастроить систему кассовых аппаратов и управления номерным фондом. Добавить дополнительные функции сотрудникам, которые занимаются заселением и выселением, а также бухгалтерам и финансовым директорам отелей. Поскольку ежемесячные отчисления будут уходить в городской бюджет, добавится и отчётности. Мы неизбежно постепенно добавим и количество персонала, чтобы распределить нагрузку", — рассуждает Ангелина Самадова.
Однако многие эксперты призывают не фиксироваться на негативных перспективах и проблемах. Полпред ОСИГ по СЗФО Анисия Якушева убеждена, что если взимаемый с туриста сбор будет использован для повышения туристической привлекательности города, позитивный эффект от преобразований и маркетинговых мероприятий может компенсировать возможные потери.