Курс рубля к ликвидным валютам полгода колеблется в узких диапазонах. "ДП" выяснил у аналитиков, стоит ли теперь, в условиях стабильного курса, заниматься диверсификацией инвестиций по валютам. И если да, то как это делать.
Доллар США расчётами "завтра" на Московской бирже с мая текущего года заперт в коридоре шириной 17,5 рубля. А в последний месяц диапазон его колебаний ещё уже — менее 5 рублей. Похожую динамику демонстрируют биржевые цены евро и китайского юаня. После резких движений в феврале–апреле текущая стабилизация курсов выглядит искусственной, как будто кто–то специально удерживает рубль от более резких колебаний (см. графики).
Между тем нынешний слишком крепкий курс рубля, по оценкам экономистов и менеджеров крупных компаний, ставит в тяжёлое положение как экономику России, так и её бюджет. Дорогой рубль резко уменьшает выручку и прибыль компаний–экспортёров, а ведь они являются основными донорами казны. И для импортозамещения сильный рубль губителен: кому охота производить товары, у которых есть более дешёвые зарубежные аналоги? Пусть сейчас не все они доступны из–за санкций и разрушения логистических цепочек, но когда цепочки будут перестроены и параллельный импорт заработает в полную силу, останется только закрывать производство или требовать поддержки государства.
Отвечая на призывы искусственно ослабить рубль, председатель Банка России Эльвира Набиуллина на прошлой неделе в Госдуме заявила, что не считает это целесообразным, поскольку такая мера приведёт к валютизации российской экономики. "Если такую политику начать применять, и граждане, и бизнес будут знать, что государство целенаправленно ослабляет курс. Вы думаете, они будут держать деньги в национальной валюте, в рублях?" — вопрошала она у депутатов. По словам Набиуллиной, ЦБ РФ по–прежнему считает, что политика плавающего курса является наиболее эффективной.
"Стабильный рубль позволяет решить более эффективно ряд задач, включая перевод международной торговли на национальные валюты, — поясняет Андрей Кочетков, ведущий аналитик отдела глобальных исследований компании “Открытие Инвестиции”. — Мы часто писали о том, что в некотором плане рубль сам стал обладать признаками резервной валюты, так как с его помощью можно закупить у России ряд стратегических товаров".
Непоколебимость временна
По оценкам большинства аналитиков, текущая стабилизация рубля может продолжаться ещё несколько месяцев, однако затем российская валюта всё же сдаст позиции.
"Курс может достаточно долго оставаться в узком коридоре, — предполагает Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”. — Видимо, сформированный баланс спроса и предложения валюты на рынке пока сдвинуть не удаётся. По–прежнему наблюдаем высокий экспорт при подавленном импорте. Но тенденция всё же меняется, и по статистике торгового баланса видим — темп роста экспортных потоков замедляется, а вот провал по импорту, что был квартал к кварталу ещё в начале лета, к осени уже не –23%, а –15%. Значит, скоро будет сужение сильного профицита внешней торговли. А это сигнал к ослаблению рубля".
Согласно оценке платёжного баланса РФ, опубликованной на сайте Банка России, положительное сальдо счёта текущих операций в январе–октябре 2022 года составило $215,4 млрд, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года ($92 млрд). Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами РФ в первые 9 месяцев 2022 года увеличилось в 2 раза, до $257,1 млрд, по сравнению со $125,6 млрд за аналогичный период 2021 года.
"Есть и другие факторы — ликвидность финансовой системы, дифференциал процентных ставок, а вот влияние на курс международных спекулянтов уже как 8 месяцев ничтожно, — перечисляет Михаил Зельцер. — По нашим оценкам, уже в ближайшие недели рубль может приступить к умеренному ослаблению, а доллар пойти в сторону 65. К началу 2023 года, особенно если ещё активизируется работа по бюджетному правилу, не исключаем в моменте и 70 рублей за доллар США. А вот выше — в принципе сложно".
Бюджетное правило, работавшее до февраля 2022 года, предполагало закупку Минфином РФ долларов и евро за счёт нефтяных сверхдоходов бюджета. После замораживания резервов ЦБ РФ в этих валютах оно утратило смысл. Летом текущего года Минфин РФ анонсировал разработку модифицированного бюджетного правила, предполагающего покупку валют дружественных стран, что через кросс–курсы должно повлиять и на рублёвую оценку доллара. Но разработка нового правила затянулась. Оно заработает в лучшем случае в начале 2023 года.
"Мы не ожидаем в краткосрочной перспективе существенных изменений курса рубля, — говорит Владислав Данилов, аналитик УК “Первая”. — В условиях сохранения ограничений на движение капитала ключевое влияние на рубль оказывает торговый баланс (упрощённо соотношение импорта и экспорта). Соответственно, текущее равновесие может быть нарушено при существенном изменении данного соотношения. К примеру, сильное снижение цен на нефть может привести к уменьшению объёма российского экспорта. Учитывая, что в последние месяцы происходит восстановление импорта и данный тренд, вероятно, продолжится, а также существуют риски снижения стоимостного объёма российского экспорта (как на фоне рисков снижения физического объёма экспорта, так и из–за рисков снижения цен, в первую очередь на нефть), то рубль имеет больше шансов к ослаблению. В то же время в условиях ограничений на движение капитала не стоит ожидать радикального ослабления рубля, поскольку торговый баланс, вероятно, останется положительным в ближайшее время".
"Сейчас предложение валюты на рынке значительно выше спроса на неё, — констатирует Дмитрий Марков, финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в “Финаме”. — Вывод капитала ограничен законодательно и слабо влияет на баланс валютного рынка. Ранее бюджетное правило позволяло курсам доллара и евро держаться на отметках выше 70 рублей. Теперь, вероятно, роста доллара к таким отметкам в этом году мы уже не увидим. При этом не ожидаю и сильного укрепления рубля. В 2023 году возможно достижение долларом и евро отметок выше 70 рублей, так как ожидается сокращение экспорта и рост импорта, могут быть новые послабления и по выводу капитала".
Как полагает валютный стратег Sber CIB Юрий Попов, рубль, скорее всего, будет торговаться около уровня 60 рублей в течение всего ноября текущего года, поскольку этот уровень является равновесным и устраивает основных участников валютного рынка. Спрос на валюту с целью погашения внешнего долга и накопления иностранных активов будет постепенно снижаться, считает эксперт, и это окажет поддержку рублю, нивелируя негативный эффект постепенного роста импорта и сокращения экспорта. В начале следующего года российская валюта также сможет остаться стабильной по отношению к доллару, потому что в I и II кварталах 2023 года ожидается глобальное ослабление американской валюты в связи с тем, что ФРС США остановит повышение ставки, а с III квартала, вероятно, начнет её снижать.
Аналитики Росбанка в своём прогнозе ориентируют инвесторов на курс доллара 60,5 рубля к концу 2022 года. Евро на тот же момент, по их мнению, должен стоить 56,8 рубля, юань — 8,34. К концу I квартала 2023 года все три валюты подешевеют к рублю до отметок 60,2, 55,4 и 8,3 соответственно. А к концу следующего года — подорожают до 62,7, 61,4 и 9,09.
Директор по инвестициям компании "Локо–Инвест" Дмитрий Полевой в свою очередь полагает, что из–за сокращения торгового профицита РФ вероятно движение курса доллара к уровню 65 рублей в ближайшие месяцы.
Консенсус–прогноз аналитиков ВЭБ, Газпромбанка, ING, Института экономической политики, "Ренессанс капитала" и "Уралсиба", опрошенных Интерфаксом, по курсу доллара на конец 2022 года равняется 65,3 рубля, евро — 63,9. К концу следующего года эксперты в среднем ожидают курс доллара на отметке 73,4 рубля, евро — 76,3.
Яйца по корзинам
Чтобы сохранить сбережения при ослаблении рубля, когда оно всё же случится, эксперты рекомендуют использовать инвестиционные инструменты с привязкой к валюте. Прямая покупка долларов и евро на бирже возможна, но есть риск принудительной конвертации этих позиций в рубли в случае усиления международных санкций против РФ. Альтернативой может служить китайский юань, обороты по которому на валютной секции Московской биржи близки к долларовым. Другие валюты дружественных стран внутри РФ пока не так ликвидны.
В последнее время появляется всё больше возможностей получать доход от владения юанями. Ряд банков привлекают вклады в валюте КНР, а российские компании одна за другой размещают облигации, номинированные в юанях. Наконец, застраховаться от валютных рисков в какой–то степени помогают акции компаний–экспортёров.
"Диверсификация полезна как для сохранности капитала при снижении рисков всего портфеля, так и для душевного равновесия, — рассуждает Михаил Зельцер. — Рациональнее иметь в условном портфеле валютные инструменты, которые в меньшей степени подвержены изменчивой геополитике и санкциям. Можно вкладываться в низкорисковые облигации, номинированные в юанях, таких российских корпораций, как “РусАл”, “Полюс”, “Роснефть”: ставки доходностей небольшие, но в валюте". Ориентир по юаню на ближайшие месяцы, по словам эксперта, — 9,5 рубля.
Из акций экспортёров, по наблюдениям Зельцера, обычно неплохо защищают "префы" "Сургутнефтегаза" и бумаги металлургических компаний.
Владислав Данилов в целях валютной диверсификации рекомендует рассмотреть золото и серебро, а также локальные облигации, которые номинированы в рублях, но выплаты по ним осуществляются с учётом изменения курсов валют, и структурные облигации, базовым активом по которым является иностранная валюта.
По словам эксперта, хотя китайский юань и ослабел к доллару с начала текущего года более чем на 13%, облигации российских эмитентов, номинированные в юанях, выглядят привлекательно. "Их доходности, около 4% годовых, превышают текущие доходности юаневых депозитов (0,5–2%), а также текущую инфляцию в Китае (2,1% год к году в октябре)", — указывает он.
Акции российских экспортёров, по мнению Данилова, годятся для диверсификации валютных рисков. "Однако стоит помнить, что помимо курса доллара на их финансовые результаты также влияют цены на ресурсы, которые они экспортируют, а это создаёт новые риски для инвесторов, которые легко могут нивелировать преимущества от экспозиции на валюту, — добавляет он. — Поэтому при выборе экспортёра важно учитывать специфику его бизнеса. Наиболее интересными и защитными с точки зрения прочих рисков на горизонте года нам видятся золотодобывающие компании, производители угля".
Дмитрий Марков советует диверсификацию по валютам осуществлять через инвестиции в дивидендные акции США через брокеров, которые дают прямой доступ на американские биржи. Правда, для этого необходим статус квалифицированного инвестора.
"Если срок инвестиций ограничен годом или нужно сформировать запас на чёрный день, то рекомендую покупать наличный доллар, — говорит он. — Интересным вариантом инвестиций с умеренным риском считаю покупку юаня без плеча на Московской бирже. По мере нормализации платёжного баланса и смягчения валютных ограничений юань может в следующем году вырасти до значений выше 10 рублей. На данный момент угрозы санкций и блокировок для счетов в китайской валюте нет. Основным риском для юаня является угроза военного конфликта с Тайванем, при этом данная угроза оценивается как маловероятная".
“
Скорее всего, рубль выйдет из коридора с ослаблением. В декабре вступает в силу нефтяное эмбарго ЕС, после чего добыча нефти в России, по оценкам международных экспертов, может сократиться на 2 млн баррелей в сутки, или примерно на 20% от всей добычи. Экспортные доходы от продажи газа также снизятся. Это может стать главной причиной ослабления рубля примерно до 70 рублей за доллар в течение ближайших нескольких месяцев. Покупка акций экспортёров ненефтегазового сектора может стать неплохой инвестиционной идеей, но мы бы порекомендовали несанкционные дивидендные бумаги, такие как "Норильский никель" и "Фосагро". Юань становится в России народной иностранной валютой, но он не защищает от специфических геополитических и экономических рисков, в частности возможного обострения ситуации вокруг Тайваня и проблем с рынком недвижимости.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"
“
Думаю, что у рубля изменится тренд, когда параллельный импорт наберёт обороты. Скорее всего, это произойдёт к концу I квартала следующего года. Ослабление рубля по отношению к евро и доллару будет более очевидно, к юаню — менее, потому что юань в качестве одной из мировых резервных валют никогда не предполагал специальных мер для сильного укрепления, ибо Китай — всё–таки экспортно ориентированная экономика. Что касается диверсификации сбережений по валютам, она всегда полезна, если у инвестора есть ответ на вопрос, зачем ему та или иная валюта. Может, он планирует сделки в других валютах или релокацию в другую страну. Кроме самих валют можно приобретать срочные контракты на них. Можно приобретать и облигации в различных валютах. Тем более что сейчас на рынке есть замещающие облигации, по которым выплаты осуществляются в рублях, а доходность считается в различных валютах.
Олег Абелев
начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ–ТРАСТ"