Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
"Русской платине" помогут снизить налоги
Минфин предлагает обнулить налог на добычу полезных ископаемых на двенадцать лет для проекта по разработке Черногорского месторождения платиново-медно-никелевых руд, который будет реализован компанией "Русская платина". Официальная мотивация: режим санкций затрудняет и удорожает импорт необходимого оборудования, поэтому надо компенсировать бизнесу расходы, снизив налоговое бремя.
По состоянию на середину 2021 года общая сумма инвестиций, необходимых для запуска проекта, оценивалась в 570 млрд рублей. При этом, согласно подсчётам, озвученным в 2019 году, налоговая нагрузка нового предприятия должна была достигать 40 млрд рублей в год. Если предложения Минфина будут приняты, проект "Русской платины", предполагающий запуск на севере Красноярского края горно-обогатительного комбината годовой мощностью 7 млн тонн руды, сможет ежегодно экономить не менее 18 млрд рублей.
По мнению аналитиков, благодаря этому продукция комбината будет более конкурентоспособна за границей, а инвестиционная привлекательность проекта вырастет. Но кто же тогда компенсирует выпадающие доходы бюджета?
Государство возьмётся за эковолонтёров
По итогам сентябрьской встречи главы государства с участниками молодёжного экологического форума "Экосистема. Заповедный край" был подготовлен пакет президентских поручений. Некоторые их положения имеют прямое отношение к высоким широтам.
Так, федеральному правительству и органам власти регионов, входящих в АЗРФ, поручено проанализировать проблемы, с которыми столкнулись волонтёрские инициативы, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией мусора, оставленного в Русской Арктике. Для решения этих проблем предписано подготовить изменения в федеральное законодательство. Кроме того, президент затребовал предложения по финансированию природоохранной деятельности волонтёров движения "Чистая Арктика".
Появление этих поручений сейчас неслучайно. С момента запуска "Чистой Арктики" — крупного проекта, направленного на проведение генеральной уборки в Заполярье, прошло больше года. Самое время оценить его результаты, сформулировать основные сложности, с которыми столкнулись волонтёры, подумать о встраивании природоохранных проектов в формат единой государственной политики в области экологии.
Точки роста на федеральные деньги
В заполярной части Коми появятся четыре центра экономического роста — это предусматривает план социального развития, разработанный республиканским правительством.
В его рамках планируется создать транспортно-логистический и промышленный центр в Воркуте, нефтегазовый центр в Усинске, центр добычи минеральных ресурсов и горного туризма в Инте, центр развития горнорудной промышленности и событийного туризма в Усть-Цилемском районе субъекта. Республиканские власти намерены получить на эти инициативы федеральное финансирование.
Арктические территории Коми обладают значительным потенциалом, но с его реализацией до недавнего времени было туго. Моногорода Воркута и Инта долгие годы находились в "подвешенном" состоянии: ни в регионе, ни в центре не было ясного понимания того, что с ними делать. Для иллюстрации достаточно будет упомянуть тот факт, что в 2018 году в связи с закрытием АО "Интауголь", градообразующего предприятия Инты, существовала вполне осязаемая перспектива расселения этого заполярного города. Надеемся, что появление чётких приоритетов позволит перезапустить развитие арктических городов и районов республики, дав им новую жизнь.
Поморье поддержит бизнес
В Архангельской области будет запущен региональный механизм помощи инвесторам на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Воспользоваться им смогут компании и предприниматели, вложившие в свой проект не менее 200 млн рублей.
Предприятиям, подписывающим соглашения, может быть возмещено до половины расходов на возведение или реконструкцию объектов обеспечивающей инфраструктуры, необходимой для осуществления их проектов. Кроме того, такие предприятия смогут претендовать на полную компенсацию затрат по созданию сопутствующей инфраструктуры.
Желающие воспользоваться данным механизмом вполне могут сочетать его с другими льготными схемами (например, со статусом резидента АЗРФ), но только если это не влечёт двойного субсидирования расходов на одни и те же инфраструктурные объекты. И главное: предельный объём государственной компенсации не может быть больше, чем сумма налогов, уплаченных инвестором в бюджет.
Арктическому форуму в Петербурге — быть
Несмотря на некоторый скепсис в отношении перспектив форума "Арктика: настоящее и будущее", мероприятие всё-таки состоится. На прошедшей неделе организаторы озвучили основные параметры форума, который пройдёт в Северной столице с 8 по 9 декабря.
Итак, согласно существующим планам, в событии примут участие более 2 тыс. человек из России и зарубежных государств, а всего в рамках этого мероприятия будет проведено 55 секций. Главной темой станет "объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего макрорегиона в период глобальных геополитических и экономических изменений". В деловой программе будет сделан акцент на вопросах ответственного управления в новых условиях, поиска решений для снятия санкционных ограничений, адаптации к климатическим изменениям, развития человеческого капитала в Арктике, налаживания международного общественного диалога, вовлечения всех субъектов страны в арктические проекты.
Последняя тема особенно интересна для Санкт-Петербурга. Как мы неоднократно говорили, город имеет все шансы для того, чтобы застолбить за собой важную нишу, связанную с интеллектуально-технологическим обслуживанием развития Арктики — созданием инноваций, подготовкой кадров, производством смыслов и развитием необходимых компетенций.
СШХ на паузе
Сооружение Северного широтного хода приостановлено — такое решение было принято правительством России.
Вопрос СШХ решили деньги: в правительстве посчитали, что в настоящее время умнее сосредоточить ресурсы на реализации двух более приоритетных проектов. Речь идёт о строительстве Восточного полигона РЖД и Мурманского железнодорожного узла. Первый должен обеспечить расшивку железнодорожной логистики на маршруте, связывающем Россию и Китай по материку, второй — устранить зависимость российских грузоотправителей от прибалтийских портов, переориентировав грузопоток на заполярный Мурманск.
Формально говоря, это не означает окончательной отмены планов по СШХ. Как заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, к их реализации вернутся после завершения работ на восточном и мурманском направлениях. Но в любом случае это произойдёт нескоро.