Набор торговых марок на полках продуктовых магазинах значительно поменялся. Сети усилили позиции СТМ. А некоторые из ушедших с рынка компаний продолжают поставлять товар через третьи страны.
Ассортимент торговых сетей в этом году претерпел значительные изменения. Привычная западная продукция заменяется товарами из других стран, которые продолжают работать с Россией. Торговые сети искусственно расширяют ассортимент за счёт выпуска собственных торговых марок, которые потребители часто даже не идентифицируют как СТМ. Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев заметил, что с начала года в связи с уходом ряда производителей с полок было выведено порядка 14,5 тыс. торговых наименований и введено более 13,6 тыс. новых. Общее сокращение ассортимента оценивается в 2–2,5%, но процесс замещения активно идёт и к концу года ожидается полное выравнивание показателей.
Чрезмерное употребление вредит
В большей степени изменение ассортиментной матрицы произошло в категории напитков. Аналитик исследовательской компании NTech Варвара Бондаревич отметила, что многие крупные алкогольные компании, такие как Diageo (бренды Guinness, Smirnoff, White Horse, Captain Morgan, Jonnie Walker), Brown–Forman (бренды Jack Daniels, Old Forester, Finlandia), Beam Suntory и Edrington (бренды Jim Beam, Macallan, Courvoisier), заявили о приостановке своей коммерческой деятельности в России. Всего в списке порядка 24 фирм — производителей алкогольной продукции.
"Так, ассортимент крепкого алкоголя упал, по данным из потребительской панели NTech, в среднем на 39% по сетям из топ–7. Порядка 13 компаний — производителей еды и напитков прекратили поставки или приостановили свою деятельность на территории России. Также незначительно, на 7,3%, сократился ассортимент кондитерских изделий, причём в сентябре 2022 года преобладает отечественная продукция с долей 77%", — рассказала она.
Под псевдонимом
В категории продуктов питания и напитков из России ушли такие крупные зарубежные производители, как Valio, Lindt, Lavazza, Paulig, Coca–Cola, PepsiCo, Danone и др. Однако это не означает, что их продукция совсем исчезла с полок. Некоторые производители продали бизнес в стране своему российскому подразделению или стороннему инвестору. Например, Valio стал работать в России под брендом Viola, в торговые сети поступает продукция компании, производство которой давно было локализовано в стране. Coca–Cola перестала производить в стране напитки под своими общеизвестными брендами и теперь выпускает "Добрый Cola". Бренд финской компании Paulig появился на российских полках под названием Poetti.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети, учредитель отраслевого портала "Продукт медиа" Михаил Лачугин говорит, что иностранные марки в сетях тоже присутствуют и это парадоксальная ситуация, когда компании, которые ушли с российского рынка, продолжают поставки через третьи страны. "Тот же кофе Lavazza присутствует в торговых сетях, хотя весной компания заявила, что покидает российский рынок. Но потом они сами выходили на определённых российских поставщиков и предлагали сотрудничество. И таких примеров много, мы видим чешское, литовское, латвийское пиво на полках магазинов, несмотря на то что эти страны не согласны с действиями России, но продолжают отгружать продукцию. Сейчас иностранную кондитерскую продукцию, пиво, некоторые напитки можно купить в магазинах", — уточняет он.