Заглянули в карты: рынок логистики не нашёл панацеи от санкций

Автор фото: vk.com

На "Транспортной неделе" участники вовсю старались демонстрировать оптимизм. Но проскакивал и реализм.

В Москве с 14 по 19 ноября проходил форум "Транспортная неделя — 2022" — одно из главных событий для логистической отрасли России. В этом году ожидаемо фокус внимания участников мероприятия был направлен на преодоление санкций — в первую очередь путём развития альтернативных маршрутов и достижения технологического суверенитета в машиностроении. Попутно спикеры сообщили об остановке некоторых проектов, а конкретными достижениями импортозамещения предпочли не хвастаться.

Северный широтный выход

В условиях внешнего давления необходимо грамотно распоряжаться ресурсами и расставлять приоритеты. Очевидно, что "угнаться за всеми зайцами" в таких обстоятельствах затруднительно. Из подобных соображений российское правительство в очередной раз отложило проект Северного широтного хода (СШХ) — о заморозке строительства рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин журналистам в кулуарах форума. По его словам, сейчас все силы будут сконцентрированы на модернизации Восточного полигона, а также на усилении работ по возведению объектов Мурманского железнодорожного узла.
"После того как мы два основных наших направления — с учётом изменившейся логистики — запустим, мы вернёмся ещё раз к Северному широтному ходу. Это достаточно дорогостоящий проект, но я считаю, что он, безусловно, имеет перспективу развития", — рассказал Хуснуллин.
Северный широтный ход — перспективная железнодорожная магистраль протяжённостью чуть более 700 км сквозь Ямало-Ненецкий автономный округ. Дорога, по задумке, должна поспособствовать развитию промышленности Сибири и Урала. При этом и Петербург заинтересован в реализации СШХ — по новым железнодорожным путям товары и сырьё из отдалённых регионов страны смогут оперативно добираться до портов Балтики. Вдобавок построенная артерия должна будет разгрузить Транссиб.
Общая стоимость проекта оценивается примерно в 236 млрд рублей. В стратегию развития железнодорожного транспорта СШХ внесли ещё в 2008 году, но мероприятия по строительству растягиваются во времени. В итоге в марте этого года правительство РФ решило официально отложить реализацию проекта. Но уже 13 апреля президент Владимир Путин дал прямое поручение, чтобы активная стройка на объектах магистрали началась в течение 2022 года. По всей видимости, указанию реализоваться не суждено.

Дороги сами не проложатся

Из альтернативных трансграничных каналов на "Транспортной неделе" наибольшего внимания удостоился международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг", тянущийся от Петербурга до индийских портов. Большую значимость маршрута подчеркнул в своём выступлении на пленарной сессии первый вице-премьер Андрей Белоусов.
"Он пересекает с севера на юг целый ряд транзитных коридоров “Восток — Запад”, в том числе которые идут в обход России. И поэтому это пересечение даёт возможность затянуть туда целый ряд транзитных потоков, транзитных грузов. Если нам удастся его создать, он вообще поменяет всю мировую логистику глобальных транспортных потоков", — рассказал Андрей Белоусов.
Официальное создание МТК "Север — Юг" состоялось в 2000 году вместе с подписанием межправительственного соглашения между Россией, Ираном и Индией в ходе II Евроазиатской конференции по транспорту, проходившей в Петербурге. В дальнейшем к соглашению присоединились ещё 10 государств, включая Белоруссию, Казахстан, Турцию и Сирию. Протяжённость коридора — 5 тыс. км, текущая провозная способность — 14 млн тонн в год с планами расширения до 32 млн тонн.
Новая волна энтузиазма в развитии маршрута совпала с введением санкций и уходом океанских контейнерных линий из российских портов. Сейчас по МТК "Север — Юг" выполняют перевозки и отечественные операторы, в том числе "РЖД Логистика" с партнёрами. Однако полноценно использоваться "Север — Юг" пока может с трудом вследствие необходимости перегрузок с железнодорожного на автомобильный транспорт из-за неразвитости железных дорог на некоторых участках маршрута. В конце июля даже стало известно, что Россия рассматривает вариант выделить $1,5 млрд на создание инфраструктуры за рубежом, в том числе на достраивание участка путей между Решетом (Иран) и Астарой (Азербайджан). Кроме того, железнодорожная сеть не связывает в единую систему иранские порты, что также негативно влияет на возможности трансфера грузов.
Но на "Транспортной неделе" ни о каких новых масштабных проектах, сопряжённых с МТК, объявлено не было, если не считать подписанный губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым и руководителем Росавтодора Романом Новиковым меморандум о развитии автодорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения. Предполагается, что реализация дорожных проектов позволит области стать узлом на международном маршруте.

Без сослагательного наклонения

О достижениях и открытых проблемах импортозамещения участники форума говорили на пленарной дискуссии "Транспортное машиностроение. Формула кооперации".
Президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов заявил, что ситуация в концерне хоть и подвержена некоторым вызовам, но уверенная и стабильная. Тем не менее обеспечить прошлогодние объёмы выпуска производство пока не сможет. По его словам, остаются риски обрыва поставок компонентов, даже тех, которые в санкционные списки не входят, из–за отказа партнёров работать с российскими производителями.
"Мы оперативно “расшиваем” эти болевые точки и, как говорят связисты, “на зубах” держим работу наших двух конвейерных линий даже в 6-дневном режиме работы. И выйдем на объём выпуска по итогам этого года чуть менее 220 тыс. автомобилей — это в принципе те плановые показатели, которые мы намечали для себя, которые ставил перед нами совет директоров", — дал прогноз Максим Соколов. Для сравнения: в 2021 году "АвтоВАЗ" произвёл 343,5 тыс. машин.
В гражданской авиации основная цель сохраняется — в ближайшие годы выйти на полное импортозамещение деталей для Sukhoi Superjet и МС–21. Руководство ПАО "Корпорация “Иркут”" подтвердило планы по серийному производству среднемагистральных лайнеров МС–21 — в 2024–м заказчикам собираются поставить первые шесть самолётов.
Крайне оптимистично в соответствующих формулировках отозвался о ситуации с авиаперевозками замминистра транспорта РФ Игорь Чалик. "Падения пассажиропотока мы не отмечаем, — смело заявил он. — Да, есть некое снижение, но мы понимаем, с чем оно связано. Просто вся Европа сейчас закрыта, а значительная часть международных перевозок была именно в Европу. Затем закрыто 11 аэропортов юга и центральной части России — это тоже значительный объём". Как уверил Игорь Чалик, если бы эти аэропорты были открыты, показатель пассажиропотока превысил уровень 2019 года.