Петербуржцы стали менее охотно тратить деньги на распродажах, сократив расходы на отдельные категории товаров. Однако ноябрьские скидочные кампании не теряют актуальности для бизнеса.
Интерес покупателей к ежегодным ноябрьским распродажам (День холостяка, "чёрная пятница", "киберпонедельник") в этом году снизился. Так, по данным "Тинькофф Кассы", по сравнению с прошлым в этом году в День холостяка оборот упал на 38%, а количество покупок — на 20%.
В ETNA прогнозировали, что количество покупок и оборот сократятся на 30% к 2021 году и окажутся ниже показателей 2019–го. По данным Admitad, рост заказов в этом году составил лишь от 2 до 15% по сравнению с прошлым годом. Это более скромная динамика по сравнению с 2021 или 2020 годами. Результаты исследования "Тинькофф Кассы" говорят о том, что в этом году интерес к "чёрной пятнице" снизился до минимального за последние 4 года.
Чёрный месяц
При этом со стороны бизнеса интерес к акциям, наоборот, усиливается. Если в первые годы проведения "чёрной пятницы" в РФ в ней участвовали только онлайн–ретейлеры, то сейчас присоединились офлайн–розница, агрегаторы для путешествий, предприятия сферы услуг, многочисленные образовательные и развлекательные проекты, банки, страховые компании и т. д. Причём многие проводили "чёрную пятницу" не в "официальный" день акции, а растянули распродажу на несколько дней или даже недель.
Как отмечает генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва, в этом году интенсивность телерекламы "чёрной пятницы" была в разы выше, чем год назад: освобождение эфирного времени после ухода зарубежных брендов сыграло на руку российским рекламодателям. Аналитики Admitad добавляют, что рекламные площадки заработали в период повышенного спроса: их прибыль в "чёрную пятницу" подскочила на 55%.
При этом, как отмечает Пономарёва, по многим категориям товаров глубина скидок стала меньше, потому что бизнесу нужна устойчивость. "Многие потребители прибегают к сберегательной модели, позволяя себе только минимальные траты. С другой стороны, спрос к акции в этом году подстёгивает то, что на маркетплейсах можно купить товары зарубежных брендов, которые стали недоступны в магазинах. Также стремление купить товар по акции объясняется неясностью, будет ли он доступен через некоторое время и по какой цене", — говорит она.
Статистика маркетплейсов показывает, что популярностью у покупателей пользовались ювелирные украшения, косметика, техника и электроника, детские товары, одежда.
Польза не для всех
Ретейлеры традиционно заявляют о высоких скидках. Но основной вопрос состоит в том, от какой цены их на самом деле считают. "Ряд потребителей маркетплейсов в первый день акции обнаружили, что ценник на отложенный товар в корзине не изменился или даже вырос с учётом предлагаемой скидки. Аналогичная тенденция наблюдалась и в прошлом году: за неделю до мероприятия базовые цены были подняты и скидка выдавалась от них", — говорит партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская.
На подобные неприятности покупатели жалуются буквально каждый год. Руководитель консалтинговой компании LiftNoLimit Анастасия Иванченко напоминает, что в России доверие к акции изначально было достаточно низким. Но в последние годы эксперт наблюдает некоторые изменения в лучшую сторону, вероятно благодаря "приходу честных этичных бизнесов, которые отыгрывают акцию по правилам".