Игроки рынка не согласны с выводами аналитиков о резком сокращении количества кофеен в Петербурге. Однако многие несетевые игроки действительно были вынуждены закрыться из-за сложной экономической ситуации.
Опубликованный на днях доклад консалтинговой компании KNRU привлёк всеобщее внимание. По его данным выходило, что с марта по ноябрь количество мелких уличных заведений общественного питания в Петербурге сократилось с 7087 до 5583 точек, то есть на 21%. В том числе закрылась 921 кофейня, то есть 39%. Крупные игроки рынка, опрошенные "ДП", считают такую оценку излишне пессимистичной.
По словам Андрея Павлова, совладельца кофейной сети Baggins Coffee, несмотря на негативный экономический фон, на рынок продолжают выходить новые игроки, а действующие не останавливаются в развитии. Эксперт предполагает, что KNRU, возможно, берут в расчёт уход бренда Starbucks из России. Но большая часть объектов этой сети уже снова открылась под новым названием Stars Coffee.
"Сезонность на нашем рынке явно выражена. Последние 3 года like for like (показатель, сравнивающий текущий и прошлый периоды, исключая объекты, отсутствующие в одном из периодов. — Ред.) от октября к ноябрю был в среднем –18%. В этом мы идём от октября к ноябрю –6%. Это хороший результат", — говорит Андрей Павлов.
Данные компании KNRU опровергает и Ксения Хуснутдинова, соучредитель компании "Гудвил Брокер", специализирующейся на продажах готового бизнеса кофеен. По её словам, часть кофеен действительно закрылась, но не 39%. При этом она признаёт, что существовать кофейням стало гораздо сложнее. В том числе это связано и с оттоком людей из страны. Осенью снизилась посещаемость, потребители стали экономить, а выручка кофеен уменьшилась местами в 2 раза.
"Многое зависит от локации. У кого–то выручка осенью понижается всегда, в других локациях — только растёт. Не могу сказать, что есть большая разница с прошлым годом. Сегодня кофейный бизнес развивается достаточно успешно. На мой взгляд, предпринимательство — это та сфера, которая будет существовать даже в самые тяжёлые времена", — резюмирует эксперт.
Александра Чарно, бренд–менеджер кофейни "Спэшл", не входящей в какие–либо сети, подтверждает, что в 2022 году ситуация на рынке усложнилась. "Очень много людей уехали в марте. Ещё больше наших гостей покинули страну после объявления частичной мобилизации. К сожалению, мы потеряли значительную часть платёжеспособной молодой аудитории, которая проводила в кофейне свободное время", — рассказывает она.
"За последнее полугодие, скорее всего, закрывались локальные кофейни, так как сетевикам проще перераспределить ресурсы и адаптироваться к текущей ситуации. В любой год к ноябрю всегда снижается поток гостей, так как это конец сезона", — добавляет Анастасия Киреева, управляющая кофейней "Спэшл".