Первый мощный снегопад зимы, о котором синоптики предупреждали чуть ли не за неделю, снова оказался для города неожиданным. Государственные службы и городской бизнес приспосабливались к буйству стихии и боролись с её последствиями кто во что горазд.
В понедельник даже у самых яростных критиков городских властей находились силы признать, что в одночасье, да ещё и при штормовом ветре, убрать обрушившиеся на Петербург тонны снега невозможно. Но метель утихла, небо прояснилось, и 13 декабря наступило время для искренних, хотя и традиционных, претензий, с одной стороны, и оптимистичных, но не слишком убедительных отчётов об успешно проделанной работе — с другой.
Снег идёт, деньги тают
Комитет по благоустройству Санкт–Петербурга ограничился довольно стандартным пресс–релизом о ходе уборки. В котором, впрочем, неожиданно нашлось место и для лирических нот: "Дорожные предприятия работают в усиленном режиме. Предусматривается смена водительского состава в скользящем графике, то есть в разное время, таким образом, чтобы часть машин постоянно оставалась на линии, возвращаясь в колонну только для заправки. Сегодня эстафету от уставших за ночь коллег приняли 982 работника ручного труда. Они упорно разгребают сугробы, убирают зоны вокруг остановок, прокапывают дорожки для тех, кто утром спешит на работу. 1017 единиц техники чистят магистрали, грузят и увозят валы снега с улиц нашего красивого зимнего города".
Тем временем во дворах и междомовых проходах свою битву со снегом вели представители управляющих компаний и жилкомсервисов. "На Васильевском острове мы пока довольно успешно справляемся с последствиями снегопада. Обычный нормативный штат не предполагает работу в режиме аномальных погодных явлений. Сотрудникам приходится работать внеурочно, ночью. Трактористы работают в две смены, дворники выходят в 6 утра, едва выспавшись. Им необходимы дополнительные выплаты, которые заранее не предусматриваются", — рассказал "ДП" Денис Хрусталёв, генеральный директор ООО "Управляющая компания “Мир”".
При этом он обращает внимание на то, что в городе не существует системы, при которой в случае аномального снегопада УК получали бы дополнительное финансирование для реакции на форс–мажор. Приходится перераспределять ресурсы в рамках существующих штатных тарифов.
"Мы не располагаем собственной большой техникой — она заказывается. Это формирует дополнительные расходы, но они заложены в наш бюджет. Другое дело, что деньги, которые тратятся на уборку, можно было бы направить на замену труб, установку новых лампочек, камер наблюдения и т. д., но в силу ограниченности средств мы распределяем их на задачи с большим приоритетом срочности", — делится опытом Павел Кондор, генеральный директор ООО "УК Жилкомсервис СПб".
Гульнара Борисова, президент Санкт–Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, убеждена, что вся система уборки в городе работает неэффективно. И проблема не в том, сколько денег выделяется, а в том, куда (или кому) они распределяются и по назначению ли используются. Особых перемен к лучшему она не ждёт и от стартующей в январе "снежной реформы".
"Жилищным агентствам перейдёт уборка внутриквартальных территорий и дворов, а магистральные улицы, тротуары всё равно остаются за комитетом по благоустройству. Поэтому не стоит ждать какой–то манны небесной с 1 января. Этот процесс нужно наладить, отрегулировать, а по тому, как он регулируется сейчас, понятно, что ничего не изменится. Ведь и сейчас же дворы должны убирать, как и раньше. Деньги на это выделяются, но никто этого не делает. Где–то эпизодично для фотокамер показывают и всё — а массово никто ничего не чистит", — утверждает она.