Обороты непродовольственной розницы снижаются уже несколько месяцев подряд. Пока что это самый заметный симптом серьёзных проблем в экономике страны.
Ежемесячные отчёты Петростата в 2022 году последовательно фиксируют снижение оборотов непродовольственной торговли в Петербурге и области. В сентябре и октябре, по данным статистического ведомства, обороты непродовольственной торговли в городе на Неве составили 99 млрд и 99,1 млрд рублей, сократившись на 27,4 и 27,1% к аналогичному периоду прошлого года соответственно.
В области ситуация практически идентична: в сентябре снижение оборотов год к году составило 24,9%, в октябре — 27%. При этом стоит заметить, что по итогам первых 3 месяцев 2022 года обороты относительно прошлогодних росли.
Показатели продовольственной розницы выявляют небольшой рост относительно прошлогодних. Так, в октябре оборот составил 53,8 млрд рублей, что на 4% выше, чем год назад, в сентябре — 58,6 млрд рублей, что на 3,7% больше сентября 2021–го. Этот рост нельзя игнорировать, хотя и справедливо назвать эфемерным, учитывая, что, по данным ЦБ, в ноябре годовая инфляция в России составила 11,98%. При этом за месяц потребительские цены выросли на 0,37%. Центробанк прогнозирует снижение годовой инфляции до 5–7% в 2023 году.
Забуксовали на повороте
Как обращает внимание председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, статистика оборота непродовольственной розничной торговли включает в себя продажу автомобилей, где происходит серьёзное падение продаж. По данным Петростата, в январе–октябре 2022 года оборот организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, составил в Петербурге 432,9 млрд рублей, что на 23,7% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Правда, в этой сумме учитываются показатели как оптовой, так и розничной торговли.
Рынок новых легковых автомобилей в Петербурге в текущем году уже сократился в 2,5 раза. Так, если в 2020 году (за 11 месяцев) покупатели поставили на учёт в городе 90,5 тыс. новых легковых автомобилей, а в 2021–м — 96,3 тыс., то в 2022–м — всего 37,9 тыс. новых машин, сообщили "ДП" в аналитическом агентстве "Автостат". При этом изменился и топ–5 самых популярных брендов: за последние 2 года из него исчезли Škoda и Volkswagen. Вместо них появился Renault и китайский Haval, которые фактически поделили на двоих долю немецкого автоконцерна.
В целом, по оценкам экспертов "Автостата", по итогам января–ноября 2022 года самым популярным брендом (среди новых легковых автомобилей) в Петербурге остаётся Kia, которая занимает долю рынка 13,5%. За ней следуют LADA (11,5%), Hyundai (10%), Renault (7,7%) и Haval (7,3%). C осени в городском авторетейле более отчётливо наметился "китайский крен": предпочтения петербуржцев сместились в пользу автомобилей из Поднебесной. Но не забыт и отечественный автопром.
Так, по итогам минувшего ноября самым популярным новым автомобилем в городе на Неве стала LADA Granta (их поставили на учёт 268 штук), за которой следует Chery Tiggo 7 PRO (242), Haval Jolion (235), Chery Tiggo 4 (136), Geely Coolray (133) и Haval F7 (99). По оценкам экспертов, это объясняется выросшими ценами на новые легковые автомобили. Так, стоимость новой импортной машины на данный момент начинается с 2 млн рублей, а китайские бренды предлагают полюбившийся горожанам сегмент кроссоверов изначально в довольно богатой комплектации.